BizLog - деловое общение

Объявления

Л.И. Ниворожкина, Т.В. Чернова
Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике)

Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. – 220 с.

 

Предисловие

«Оттого, что я знаю, что время всегда время,
А место всегда и только место
И что действительность – это действительность только
Для одного–единственного момента времени
И только для одного единственного места»
Т.С. Элиот

В современном обществе эффективность управления экономикой в значительной степени зависит от качества информационной базы, основным компонентом которой является статистика. Статистическая грамотность – неотъемлемая часть экономического образования. Работая с цифрами, каждый экономист должен знать, как получены те или иные данные, какова их природа, насколько полны они и достоверны.

Статистика осуществляет наблюдение, сбор, научную обработку, обобщение и анализ информации обо всех явлениях и процессах общественной жизни. Поэтому в системе экономического образования особое место отводится изучению статистики, являющейся базовой научной дисциплиной, формирующей профессиональный уровень современного экономиста. В учебных программах вузов статистика объединяет комплекс учебных дисциплин, в составе которого следует выделить такие основные разделы, как: 1. «Общая теория статистики»; 2. «Социально-экономическая статистика»; 3. «Отраслевая статистика»; 4. «Система национального счетоводства». Каждый из данных разделов имеет свои конкретные цели и задачи.

«Общая теория статистики» призвана дать студентам представление о содержании статистики как научной дисциплины, познакомить с ее основными понятиями, методологией и методиками расчета важнейших статистических аналитических показателей. Её задача – научить студентов решать проблему информационного обеспечения процесса принятия управленческих решений, начиная с подготовки информации, ее анализа и заканчивая количественной и качественной оценкой происшедших изменений в анализируемых процессах. В соответствии с этим данное учебное пособие охватывает самые общие начальные элементы статистической науки и рассматривает основные этапы статистического исследования (статистическое наблюдение, сводка, группировка, расчет обобщающих показателей – абсолютных, средних и относительных), индексный метод анализа, основы регрессионного и корреляционного анализа.

Статистический метод исследования находит широкое применение во многих отраслях знания и человеческой деятельности. Региональная экономика, сравнительно молодая наука, в своем развитии и становлении изучает закономерности и особенности саморегулирования и государственного регулирования экономики в региональном разрезе с помощью статистики.  В региональных исследованиях на основе данных, характеризующих результаты деятельности объектов региональной экономики, осуществляется оценка социально-экономического положения в регионах, изучается рыночная экономическая конъюнктура, инвестиционная привлекательность объектов, измеряется уровень территориальной дифференциации по основным показателям региональной экономики и т.п. Чем полнее и достовернее аналитическая информация, отражающая реальные процессы и явления в регионах, тем эффективнее осуществляется принятие управленческих решений. 

В журнале «Вопросы статистики» №12, 1999 г. опубликована статья «Как я стал статистиком и почему не сожалею об этом» ведущего ученого-статистика, доктора экономических наук Санкт-Петербургского государственного аграрного университета М.М. Юзбашева, который пишет «…изучая статистику, тем более, участвуя в ее развитии, невозможно не гордиться тем, что соприкасаешься с такими истинами, которые едины и вечны, “на все времена и на всех галактиках”! В самом деле: средняя величина – такая же мировая константа, как сумма, произведение, дифференциал!». В статье есть стихотворение, посвященное статистике,  шуточное по виду и серьезное по содержанию, которое М.М. Юзбашев читает своим студентам, заканчивая лекционный курс. Мы посчитали возможным  привести некоторые строфы этого стихотворения, так как в нем хорошо показана познавательная значимость статистики.

«Статистика всем специалистам нужна:

В анализе ведь – королева она!

В пустые слова она учит не верить,

А все, что возможно, учесть и измерить!

Познать пожелаешь ли тип иль закон –

То в средней, как правило, выражен он:

Еще подсчитай медиану и моду,

Лишь после вещай свои мысли народу!

Спеши динамический выровнять ряд –

Узнаешь, идешь ли вперед иль назад;

И чтоб болтуны не водили за нос,

Измерив тенденцию, сделай прогноз!

Запомни же твердо, себя зря не мучая:

Наш мир есть гибрид от Закона и Случая!

В грядущем у нас достоверностей нет;

Будь мужествен, знай: стохастичен весь свет!

Кто понял статистику, тот не внакладе,

Страшиться не нужно ему ничего:

Запас страховой и в душе и на складе

Спасет от случайности всякой его!»

Для облегчения понимания предмета мы сочли целесообразным построить изложение каждой темы  таким образом, чтобы студенты после освоения теоретических основ, могли закрепить материал, используя практические примеры и задачи. В конце каждой главы приведены тесты, вопросы и задания, позволяющие студентам проводить самопроверку, способствующие более глубокому пониманию тем курса, более прочному усвоению вопросов теории статистики, приобретению навыков в расчетах статистических показателей, а также оценивать, насколько хорошо или плохо усвоен ими материал. В конце пособия приводится список использованной литературы и словарь основных терминов и понятий общей теории статистики.