BizLog - деловое общение

Объявления

Л.И. Ниворожкина, Т.В. Чернова
Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике)

Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. – 220 с.

Предыдущая

Глава 1. Предмет и метод статистики

1.2. Метод статистики

Свой предмет статистика изучает при помощи своего, специфического метода. Общей основой разработки и применения статистической методики является диалектический метод познания, согласно которому общественные явления и процессы рассматриваются в развитии.

В соответствии с этим методом статистика изучает явления:

- в их взаимосвязи;

- в движении и изменении;

- выделяя их типы и формы;

- в соответствии с соблюдением принципа места и времени.

В процессе развития, наряду с количественными изменениями, в изучаемом предмете происходят коренные качественные изменения. Поэтому необходимо располагать методами, позволяющими изучать количественные изменения в явлениях, оценивать существенность или несущественность наблюдаемых различий, улавливать переход количественных изменений в качественные

Метод статистики - это целая совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет. Она включает в себя три группы собственно методов: метод массовых наблюдений, метод группировок, метод обобщающих показателей.

Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Требования массовости единиц наблюдения обусловливается тем, что изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом массиве данных на основе действия закона чисел. Это первый этап всякого статистического исследования.

Метод группировок дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин - абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки.

К какой бы области не относился предмет статистики (территория, население, промышленность, финансы) метод её везде одинаков, то есть везде используется массовое наблюдение, группировки и обобщающие показатели, в которых, благодаря действию закона больших чисел, взаимопогашается влияние случайных причин и выявляется типичное и закономерное. Иначе говоря, метод статистики обусловлен спецификой её предмета.

Поскольку количественная сторона общественных явлений в их неразрывной связи с качественной стороной изучается другими общественными науками, то статистика теснейшим образом связана с ними. Для измерения количественной стороны явлений, разработки соответствующих показателей, необходимо знать особенности, отличающие одни явления от других, свойственные им специфические закономерности развития, то есть, говоря проще, статистика должна владеть предметной областью, для которой разрабатывает показатели. Например, для разработки показателей, характеризующих размещение производительных сил необходимо знание экономической географии, для финансовых показателей – финансов и т.д.

Среди общественных наук, определяющей по отношению к другим, является экономическая теория, раскрывающая механизмы законов, регулирующих изменения развития общества. Статистика при определении количественной стороны массовых общественных явлений базируется на экономической теории. В зависимости от общественной формации, политического строя значительно меняется содержание показателей статистики. Так до 60-х годов прошедшего столетия в отечественной статистике не существовал показатель прибыли, поскольку его не было в политической экономии социализма того времени.

Статистика представляет собой чрезвычайно мощное орудие познания, но подобно всякому инструменту, она может быть использована как для увеличения возможностей повышения жизненного уровня людей, так и для искажения реальной действительности в результате злоупотреблений. Наверное это и дало основание английскому политику Б.Дизраэли (1804-1881) заявить: “Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика”.

Связь между статистикой и другими общественными науками не односторонняя. Статистика – важнейшее звено обобщения результатов массовой практики. Никакие вопросы, касающиеся экономического строя современного государства и его развития, не могут быть решены только путем теоретических умозаключений, они, безусловно, должны базироваться на проверенных и научно обоснованных фактах. Не зря тот же Б.Дизраэли сказал: “В жизни, как правило, преуспевает тот, кто располагает лучшей информацией”!

Закономерности массовых явлений социально-экономической жизни нередко обнаруживаются раньше статистикой, а потом уже становятся объектом изучения конкретной науки. Статистика нередко выявляет такие закономерности общественной жизни, которые на первый взгляд противоречат логике вещей, принятой теоретической концепции и поэтому становятся предметом теоретического исследования, после того как они были обнаружены эмпирически.

Статистика имеет большое познавательное значение, она содержательно и количественно освещает изучаемые явления и процессы, служит надежным способом оценки действительности, позволяет проверить различные теоретические предположения, доказать или опровергнуть какие-либо расхожие утверждения.

Предыдущая