BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 1. Общая концепция стратегического управления

1.3. Содержание стратегического менеджмента организации

Содержание стратегического менеджмента соответствует кольцу управления и заключается в следующем (рис. 1 стр.7):

1.  Проведение диагностики внешней среды организации, а также диагностики ее внутренней среды (системного анализа ресурсных возможностей организации).

2.  Системный стратегический анализ конкретной ситуации по конкретной организации.

3.  Установление миссии организации, дерева стратегических целей и системы стратегических целевых приоритетов.

4.  Разработка стратегий основных подсистем организации (бизнесов, структурных подразделений, функциональных подсистем и т.д.). Выбор и разработка стратегии на уровне СЗХ и  фирмы.

5.  Установление полной системы стратегических приоритетов (целевых, по ключевым материальным ресурсам, временных, финансовых и т.д.).

6.  Сведение всех стратегий в единую общую стратегию. Формирование целостной и всесторонней программы конкретных действий на заданную стратегическую перспективу.(анализ портфеля диверсифицированной фирмы).

7.  Реализация общей стратегии через систему стратегических указаний, а также посредством общей тактической программы организации (т.е. системы тактических бизнес-планов и оперативных управленческих решений). В том числе,  проектирование ее организационной структуры, выбор степени интеграции и систем управления,  управление комплексом "стратегия - структура - контроль".

8.  Стратегический контроллинг в качестве комплексной координации как всех процессов, так и всех элементов системы стратегического управления организации (обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании, совершенствование стратегии, структуры, управления).

В самом общем виде модель стратегического менеджмента, представленная на рис, является синтезом известных подходов, подтвердивших на практике свою эффективность.

Модель стратегического менеджмента

Модель наглядно показывает, что стратегический менеджмент представляет собой замкнутый управленческий процесс с обязательной и существенно значимой обратной связью. Модель также показывает, что стратегическое управление является циклической профессиональной деятельностью, имеющей свою собственную достаточно сложную структуру и несколько направлений внутренней специализации.

В рамках данной модели стратегический менеджмент представляется в качестве непрерывного и динамичного процесса. Для реализации его высокопрофессиональная и рационально специализированная управленческая деятельность оптимальным образом распределяется по всей структуре организации.

В представленном контексте весь стратегический менеджмент сводится к процессу управления стратегическими изменениями, а эффективность стратегического менеджмента – к эффективности и особому качеству соответствующих стратегических преобразований.

Выделим основные составляющие процесса стратегического управления:

1. важной характеристикой любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент осмысленности. Стратегические цели формулируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования. При этом необходимо устранить конфликты между социальными и экономическими целями. При всем разнообразии подходов к определению и структурированию стратегических целей для коммерческих организаций целевая ориентация так или иначе связана с прибыльностью бизнеса, которую можно характеризовать различными показателями измерения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии организации.

2. Выработка и реализация стратегии организации требуют больших затрат ресурсов. С одной стороны, это позволяет большинству экономических субъектов ставить вопрос о стратегии лишь в теоретическом плане, с другой – именно поэтому совершаются крупные стратегические ошибки. Далеко не все организации способны одинаково точно сделать стратегический выбор. Ошибочно оценивая свои потенциальные возможности стабильно действовать в течение длительного времени, они оказываются, по существу, в чуждой для них стратегической зоне хозяйствования. Причем в данном случае речь идет не просто об обладании ресурсами или возможностях их приобретения. Огромное значение имеет качество менеджмента, его способность стратегически рационально сочетать эти ресурсы, увязывать их с очевидной компетенцией организации. Отсюда важнейшая характеристика "стратегичности" субъекта – находить адекватную имеющимся ресурсам рыночную нишу и действовать в ней. Роль ресурсов в стратегическом менеджменте принципиально важна не только потому, что без них субъект не достигнет стратегической цели. Ресурсы – это потенциал организации.

Их стратегическое значение состоит,

во-первых, в заключающихся в них возможностях разрабатывать оптимальную для субъекта стратегию (источник формирования),

во-вторых, в принципиально возможном воздействии на внешнюю среду организации (характер использования), в-третьих, в специфически стратегической постановке целей субъекта (направления действия).

3. Разработка стратегии организации не ограничивается затратами материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация стратегических решений предполагают обладание огромной информацией – собираемой, систематизируемой и анализируемой в течение всего времени ведения бизнеса. Без информации нет стратегии, но информационные ресурсы организации тесно связаны с интеллектуальными – организация должна располагать кадрами, которые в состоянии не просто разработать очередной бизнес-план по одной из методик, но определить тенденции развития внешней среды, перспективы того или иного бизнеса, сформулировать направления развития организации, обосновать необходимость концентрации средств в стратегических целях.

4. Особо следует обратить внимание на организационно-структурный потенциал организации. Линейная и функциональная оргструктуры большинства экономических субъектов перегружают высшее руководство решением текущих задач, не позволяя в должной степени сосредоточиться на стратегических проблемах организации. Децентрализованная организационная структура (матричная и дивизиональная) страдают потерей управляемости при отсутствии эффективного менеджмента.

Таким образом, современная концепция стратегического управления основана на следующих предпосылках:

1.Организация является динамической системой - на поведение влияют как детерминированные факторы (поведение которых подчинено известным законам и закономерностям), так и вероятностные, связанные главным образом с действиями отдельных личностей и непредсказуемыми влияниями внешнего окружения.

2.Организация, в отличие от технических систем, наделена возможностью целеобразования (может ставить перед собой цели и добиваться их).

3.Организация как система может изменять свою структуру в соответствии с поставленными целями.

4. Процесс управления должен быть непрерывным,  что характеризуется немедленным реагированием на любые изменения в самой системе и в окружающей среде, реализованным на всех стадиях управления.

Предыдущая