Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.
Предыдущая |
Тема 5. Стратегический анализ микроокружения
5.6.Вероятные последующие действия конкурентов.
Далее проводится анализ возможных действий конкурентов.
Идентификация стратегий конкурентов проводится с помощью табл., где обобщение сведений о целях и стратегии конкурентов с ее помощью и карт стратегической группировки обычно достаточно для оценки серьезности конкурентных угроз в конкретной конкурентной позиции.
Таблица . Варианты стратегии конкурентов
Область конкуренции |
Стратегические претензии |
Цели по размерам рынка |
Конкуренция позиция/ситуация |
Страт. поведение |
Конкурентная стратегия |
Локальная Региональная Национальная Многонацио-нальная Глобальная |
-Быть господствующим лидером -Превзойти существующего лидера отрасли -Войти в лидирующую пятерку -Войти в первую десятку Подняться на одну или две ступени в рейтинге -Превзойти конкретного соперника (не обязательно лидера) -Сохранить позицию -Только выживание |
Агрессивная экспансия путем приобретений и внутреннего роста Экспансия путем внутреннего роста Экспансия путем приобретений Сохранение существующей доли Расширение рынка с целью получения кратковременной прибыли |
Хватающий здоровяк, находящийся в движении Хорошо защищающийся, способный удержать существующее Держится в середине своры Пытающийся усилить позицию Отбивающийся, теряющий почву Отступающий на защитную позицию |
В основном нападение В основном защита Комбинации защиты и нападения Агрессивное, рисковое Консерватив-ный последова-тель |
Стремление к ценовому лидерству Фокусирование на рыночных нишах Преследование, основанное на дифференциа-ции: по качеству, сервису, технологии, диапазону товаров, имиджу, другим качествам |
Для того чтобы оценить будущие позиции фирм в конкуренции, надо сконцентрировать внимание на их потенциальных возможностях улучшить свое положение на рынке. Агрессивные конкуренты являются источниками новых стратегических инициатив. Удовлетворенные соперники продолжают свою нынешнюю стратегию с небольшой точной подстройкой. Беспокойные и бедствующие соперники могут перейти к свежим стратегическим действиям нападающего или защитного плана. В этой связи полезно представить себя на месте менеджеров этих компаний и предположить их возможные действия.
Выявив ключевых участников и нанеся на карту текущие и будущие отношения между ними, внимание менеджера должно быть направлено на использование полученных знаний в стратегических действиях. Другими словами, карта бизнес-ландшафта может показать конкурентные отношения, требующие учета, или некоторые отношения сотрудничества, которые должны быть использованы для достижения более высоких экономических показателей функционирования.
Предыдущая |