BizLog - деловое общение

Объявления

Л.И. Ниворожкина, Т.В. Чернова
Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике)

Учебное пособие. – Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005. – 220 с.

Предыдущая

Глава 8. Экономические индексы

8.1. Основные понятия и классификация индексов

Индексы являются наиболее распространенными в экономическом анализе показателями – значительное число показателей, публикуемых в статистических сборниках, имеет форму индексов. 

Термин индекс происходит от латинского INDEX – указатель, показатель. Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических явлений во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.)

Индексы характеризуют развитие национальной экономики в целом и отдельных её отраслей, анализируются результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятий, исследуется роль отдельных факторов в формировании важнейших экономических показателей. Индексы используются для сопоставления экономических показателей между странами, мониторинге деловой активности, при оценке финансовых инструментов. С помощью индексов решаются две основные задачи:

1. Характеристика общего изменения сложного социально-экономического показателя (затраты на производство продукции, стоимость произведенной продукции и т.д.) или формирующих его отдельных показателей-факторов;

2. Выделение в изменении сложного экономического показателя одного из факторов путем элиминирования влияния других (увеличение выручки от реализации продукции, связанное с ростом цен или выпуска продукции в натуральном выражении).

Способы построения индексов зависят от изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся статистических данных и целей исследования. 

Основным элементом индексного отношения является индексируемая величина, под которой понимается значение признака статистической совокупности, и изменение которой является предметом изучения. Последняя содержится в названии индекса, например, индекс цен, индекс себестоимости, индекс товарооборота и др.

Индексный метод имеет свою терминологию и символику.

Каждая индексируемая величина имеет обозначение:

q – количество (объем) какого-либо продукта в натуральном выражении (от латинского слова quantitas);

p – цена единицы товара (от латинского слова pretium);

z – себестоимость единицы продукции;

t – затраты времени на производство единицы продукции (трудоемкость);

w – выработка продукции в стоимостном выражении на одного работника или единицу времени;

v – выработка продукции в натуральном выражении на одного работника или единицу времени;

Т – общие затраты времени (T = tq) или численность работников;

рq – общая стоимость продукции данного вида или общая стоимость проданных товаров данного вида (товарооборот, выручка);

zq – общие затраты на производство всей продукции в стоимостном выражении.

При вычислении индексов различают сравниваемый уровень и уровень, с которым производится сравнение, называемый базисным. Чтобы различать, к какому уровню относятся индексируемые величины, возле каждого символа справа ставятся подстрочные знаки: 0 – для базисного уровня и 1 – для сравниваемого.

В экономическом анализе индексы используются не только для сопоставления уровней изучаемого явления, но главным образом для определения экономической значимости причин, объясняющих абсолютное различие сравниваемых уровней.

Экономические индексы классифицируют по трем признакам:

1. по степени охвата единиц совокупности – их делят на индивидуальные и общие (групповые);

2. по содержанию изучаемых величин – разделяются на индексы количественных и качественных показателей;

3. по способу расчета индексов – индексы различаются на цепные и базисные

4. по методам расчета общих и групповых индексов – различаются на индексы агрегатные и средние.

По степени охвата единиц совокупности индексы делятся на два класса: индивидуальные и общие.

Индивидуальные индексы характеризуют изменение только одного элемента совокупности и служат для характеристики изменения отдельных элементов сложного явления. Например, объема выпуска телевизоров определенной марки, цены на акцию в текущем году по сравнению с предыдущим.

С аналитической точки зрения индивидуальные индексы аналогичны темпам роста и характеризуют изменения индексируемой величины в текущем периоде по сравнению с базисным. Значения индексов выражают в коэффициентах и процентах.

Индивидуальные индексы обозначаются буквой i и снабжаются подстрочным знаком индексируемого показателя: iq – индивидуальный индекс объема произведенной продукции отдельного вида или количества (объема) проданного товара данного вида; ip – индивидуальный индекс цен и т.д. Индивидуальные индексы рассчитывают как отношение двух индексируемых величин.

ip = p1 / p0 – индивидуальный индекс цен,

где p1 , p0  - цены единицы продукции в текущем (отчетном) и базисном периодах.

iq = q1 / q0  - индивидуальный индекс физического объема продукции.

 

Общий (сводный) индекс - отражает изменение всех элементов сложного явления. При этом под сложным явлением понимают такую статистическую совокупность, отдельные элементы которой непосредственно не подлежат суммированию (физический объем продукции, включающей разноименные товары, цены на разные группы продуктов и т.д.).

Общий индекс обозначается буквой I и также сопровождается подстрочным знаком индексируемого показателя. Например, Ip – общий индекс цен, Iz – общий индекс себестоимости

Если индексы охватывают не все элементы сложного явления, а лишь часть, то их называют групповыми или субиндексами. Например, индексы продукции по отдельным отраслям промышленности.

Правила построения и использования общих и групповых индексов представляют собой особый прием статистического исследования, называемый индексным методом.

В зависимости от содержания и характера индексируемой величины различают индексы количественных (индексы физического объема производства продукции, физического объема товарооборота) и качественных показателей (индексы цены товара, себестоимости продукции).

В зависимости от выбора уровней сравнения возможны два способа расчета индексов – цепной и базисный. Цепные индексы получают путем сопоставления текущих уровней с предшествующим. Таким образом, база сравнения непрерывно меняется. Базисные индексы получают путем сопоставления с уровнем периода, принятого за базу сравнения.

В зависимости от методологии расчета различают агрегатные индексы и средние из индивидуальных.

Основной формой общих индексов являются агрегатные, получившие свое название от латинских слов «aggrega», что означает «присоединяю». «aggregatus» – складываемый, суммируемый При этом все элементы изучаемых статистических совокупностей соединены в определенные наборы (агрегаты), построенные для разных условий. Их отношение дает общий индекс показателя в агрегатной форме.

Агрегатные индексы качественных показателей могут быть рассчитаны как индексы переменного состава и индексы фиксированного (постоянного) состава. В индексах переменного состава сопоставляются показатели, рассчитанные на базе изменяющихся структур явлений, а в индексах фиксированного состава – на базе неизменной структуры явлений.

Индексы средние из индивидуальных делятся средние арифметические и средние гармонические.

Предыдущая