BizLog - деловое общение

Объявления

Д.В. Арутюнова
Инновационный менеджмент

Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 152 с.

Предыдущая

Тема 2. Организация инновационного менеджмента

2.1. Инновационный менеджмент: возникновение, становление и основные черты

Анализ развития мировой экономики позволил выявить следующие тенденции.

А. Эпоха массового производства (1900 - 1930)

Этот период характерен ненасыщенностью рынка предметами массового спроса. Поэтому потребитель был готов приобретать товары по приемлемым ценам, не требуя их большого разнообразия. В этих условиях основная политика маркетинга – предложение стандартного продукта по наиболее низкой цене, а главная задача предпринимателя – усовершенствование массового производства с целью снижения его издержек. Еще одной характерной чертой рынка являлось практическое отсутствие политического и социального контроля со стороны общества за предпринимательской деятельностью. Характерно высказывание президента фирмы “Дженерал моторс” Д.М.Уилсона: “Что хорошо для “Дженерал моторс” – хорошо и для Соединенных Штатов”.

Б. Эпоха массового сбыта - индустриальная эпоха (1930-1950)

После великой депрессии 1929 - 1930 гг. в США президент  Д.Ф. Рузвельт, провозгласил “новый курс” в экономике. Его лозунгом являлось: “В каждом гараже – по автомобилю, в каждой кастрюле – по курице”. Смысл курса состоял в изъятии у предпринимателей дополнительной части прибыли с целью распределения ее в порядке социальной помощи, способствуя тем самым увеличению совокупной покупательной способности. В результате спрос на основные продукты потребления был быстро удовлетворен и фирмы были вынуждены приспосабливаться к новой рыночной реальности – рынку покупателей. Все задачи фирмы надо было теперь рассматривать “извне” со стороны рынка (т.е. должен был быть реализован маркетинговый подход). При этом возникла задача балансировки противоречивых интересов производства и сбыта. Насыщенность рынка товарами потребовала расширения и сферы НИОКР.

В. Постиндустриальная эпоха (1950 - 1970)

Наблюдается ускорение развития событий, возникают новые неизвестные ранее задачи бизнеса, технический прогресс изменяет и спрос, и предложение. Резко увеличиваются вложения в НИОКР, развиваются международные рынки, индустрия досуга, быстро меняется технология производства. Общество реагирует на загрязнение среды, монополизм, требует от фирм социальной ответственности. Быстрое изменение технологии производства способствует развитию международных рынков.

Основной задачей предпринимателя становится поставка на рынок товаров с принципиально новыми качествами, только так становится возможным победить в конкуренции. Таким образом, конкуренция и, соответственно маркетинговая политика, строятся теперь на обеспечении качественных преимуществ товара.

Г. Продолжение постиндустриальной эпохи (1970 - 2000)

Возникают нефтяные кризисы, наблюдается сильное влияние на рынок политической нестабильности, сказывается ограниченность мировых ресурсов. Все это усиливает нестабильность рынка и обостряет тенденции его развития, выявившиеся в предыдущие годы.

Для развития мирового рынка в 80-е годы XX столетия характерны:

-  насыщение внутренних рынков промышленно развитых стран;

-  усиление конкуренции с вытеснением конкурентов с уже освоенных рынков;

-  изменение экономического сознания общества;

-  быстрый технологический прогресс;

-  удорожание энергии и сырья;

-  опережающий рост экспорта.

В 2000-е годы:

-  конкуренция еще более становится более динамичной;

-  инновационные циклы сокращаются и обуславливают высокую стоимость подготовки производства;

-  высокая стоимость подготовки производства обуславливает необходимость больших масштабов производства, для чего внутренние рынки обычно малы;

-  усиливается тенденция интернационализации и глобализации бизнеса.

К началу столетия наметились следующие рыночные тенденции:

-  мощный потенциал НИОКР, технологическая компетентность лидеров, критерием успеха на рынке становятся ускоренные темпы инноваций;

-  опоздание с новым товаром на рынок означает потерю прибыли;

-  международное сотрудничество все больше состоит из натурального обмена “ноу-хау”;

-  торговля приобретает стратегический характер (важны инновации, глобализация бизнеса, обеспечение сервиса, информация и т.д.);

-  развитие компьютерных сетей приводит к практическому смыканию маркетинга и торговли в реальном масштабе времени.

Итак, можно выделить следующие тенденции развития мировой экономики:

-  непрерывное увеличение изменчивости и нестабильности

-  глобализация;

-  резкий рост значения инноваций и особенно НИОКР в экономике

-  необходимость управлять не только ресурсами, но и способностью к разработке и внедрению инноваций.

Формирующиеся условия существенным образом влияют на характер и содержание основных конкурентных преимуществ, позволяющих выживать и развиваться во внешней среде. Это проявляется, прежде всего, в усилении роли нематериальных активов и расширенном инвестировании в интеллектуальный капитал. А не так давно инновации были оружием, к которому ведущие мировые производители обращались только в случаях особого ужесточения конкурентной борьбы. Исходя из характера конкурентных преимуществ выделяют 3 поколения развития конкуренции. (рис)

1) В основе конкуренции первого поколения было ценовое соперничество, ценовые преимущества товаров.

2) В основе конкуренции второго поколения лежало сочетание умеренной цены и высокого качества. Сочетание низкой цены товара и отменного качества позволило многим западным компаниям занять ведущие позиции в бизнесе. Компаниям приходилось выбирать между конкуренцией по издержкам и конкуренцией по производству качественных товаров.

3) Конкуренты третьего поколения предлагают потребителям множество новых качественных продуктов и услуг по низким ценам.

Мировой и отечественный опыт показывает, что в современной конкурентной борьбе, в первую очередь, идет соревнование не столько за обладание капитальными ресурсами и материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций. Масштабное развитие новых технологий приводит к тому, что во всем мире экономический рост все больше определяется той долей продукции и оборудования, которые содержат прогрессивные знания и современные решения. Непрерывное освоение новых технологий является одним из приоритетных направлений развития для хозяйствующих субъектов развитых стран.

ИМ - управленческая деятельность, ориентированная на получение в производстве нового положительного качества различного свойства (продуктового, технологического, информационного, организационного, собственно управленческого и др.) в результате разработки и реализации неординарных управленческих решений

ИМ – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Причем, инновационный менеджмент носит направленность стратегического  (развитие, потенциал, конкурентоспособность в долгосрочной перспективе)

ИМ – разновидность менеджмента, объектом которого являются инновации.

ИМ рассматривается в 3 аспектах

1.  Как наука и искусство управления инновациями.

2.  Вид деятельности и процесс принятия управленческих решений. (совокупность процедур, составляющих общую схему управления инновациями. Состав функций и конкретизирующих их задач зависит от уровня инновационной системы и условий ее функционирования)

3.  Аппарат управления инновациями.(Структурное оформление инновационной сферы: система управления инновациями, обладающая иерархической структурой и состоящая из органов управления или институт менеджеров, выступающих субъектами управления).

Согласно В. Миллеру и Л. Моррису в теории инновационного менеджмента можно выделить четыре поколения- этапа совершенствования методов управления НИОКР. С развитием сложность приемов разработки и коммерциализации инноваций, а главное, число заинтересованных сторон нарастает и продолжает увеличиваться по мере развития рынков, усиления конкурентоспособности, а также появления новых знаний.

НИОКР 1-го поколения – 1900 – 1950 годы

управление лабораториями

Участники

Генерация, селекция и реализация инновационных идей

Руководство научно-исследовательской работой осуществляется силами самих ученых. Они же отвечают за генерацию и селекцию инновационных идей, а также выполнение на предприятиях исследовательских проектов и освоение инноваций.

Ученые и исследователи

+

+

+

Производственники

 

 

 

Маркетологи

 

 

 

Партнеры и потребители

 

 

 

НИОКР 2-го поколения – 1950 – 1970 годы

корпоративное управление инновационными проектами

Участники

Генерация, селекция и реализация инновационных идей

Корпоративные менеджеры осознают необходимость управления научно-исследовательской деятельностью. Теперь компании сосредотачивают свое внимание на тех проектах, которые, прежде всего, служат целям их бизнеса.

Ученые и исследователи

+

+

+

Производственники

+

+

+

Маркетологи

 

 

 

Партнеры и потребители

 

 

 

НИОКР 3-го поколения – 1970 – 1990 годы

формирование корпоративного портфеля инноваций

Участники

Генерация, селекция и реализация инновационных идей

Происходит рост промышленного НИОКР. Перспективы компаний зависят от научно-исследовательских проектов, которые отбирают на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, методов дисконтирования.

Ученые и исследователи

+

+

+

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Партнеры и потребители

 

 

 

НИОКР 4-го поколения – 1990 годы – по настоящее время

управление на основе совместно принятых решений

Участники

Генерация, селекция и реализация инновационных идей

Для удовлетворения скрытых нужд к разработке инноваций начинают привлекать покупателей и поставщиков. Это процесс взаимосогласованного принятия решений, основанный на методе совместного участия заинтересованных сторон.

Ученые и исследователи

+

+

+

Производственники

+

+

+

Маркетологи

+

+

+

Партнеры и потребители

+

+

+

Выводы из таблицы:

1. Из таблицы видно, как нарастает число участников инновационной деятельности. Если на первых порах для успешной разработки и внедрения новых технологий достаточно было ограничиться привлечением ученых, инженеров-конструкторов и производителей, то со временем в процесс генерации, селекции и реализации инновационных идей стали вовлекаться маркетологи, поставщики сырья и материалов, потребители, а иногда акционеры и стратегические партнеры. Данный подход основан на так называемом принципе взаимозависимого обучения, или совместного участия. Основным приемом здесь становится интеграция маркетинга и научных исследований, установление взаимосвязи и взаимодействия между функциями НИОКР и клиентами. Организация тесного взаимодействия или даже соподчинения отделов маркетинга и НИОКР уже стала одним из весьма продуктивных приемов для менеджеров многих производственных компаний и в России.

Иногда в состав заинтересованных сторон могут входить даже конкуренты.

2.Из таблицы следует, что методы инновационного менеджмента также динамично усложняются. На первых порах для успешного внедрения и использования научно-исследовательских разработок в коммерческих целях достаточно было открыть лабораторию и поставить во главе ее опытного ученого.

Однако сегодня для инновационного развития недостаточно ограничиться знаниями ученых и изобретателей. Современным потребителям нужны не новые знания, им необходимы новые возможности и новые выгоды. Поэтому генерацию, селекцию и реализацию инновационных идей необходимо, по меньшей мере, осуществлять на основе портфельных матриц, анализа конкурентоспособности, жизненного цикла, дисконтированного денежного потока. При этом основное внимание должно быть направлено на удовлетворение скрытых нужд и создание базисных инноваций, которые реализуют крупные научно-технические разработки и становятся основой формирования технологий нового поколения, не имеющих аналогов в отечественной и мировой практике.

Цель ИМ состоит в обеспечении долговременного функционирования на основе эффективной организации инновационных процессов и росте конкурентоспособности инновационной продукции.

Основная задача ИМ - управление инновационными процессами на любом уровне посредством их качественного и количественного изменения в результате применения адекватных методов организации и управления, обеспечивающих единство науки, техники, производства и потребления, т.е. удовлетворение общественных потребностей в инновационном продукте.

Кроме этого одной из важнейших задач инновационного менеджмента является формирование среды, которая бы воспроизводила и осуществляла целенаправленный поиск, подготовку и реализацию нововведений, обеспечивающих конкурентоспособность организации.

Среди задач так же можно выделить следующие:

-  управление процессом создания новых знаний;

-  управление творческим потенциалом организаций - создателями новых знаний;

-  управление освоением нововведений;

-  управление социальными и психологическими аспектами нововведений и т.п.

Функции ИМ:

1. Основные (предметные) – наиболее общие для всех видов и любых условий осуществления инновации, отражают содержание основных стадий процесса управления инновационной деятельностью и выделяют предметные области на всех иерархических уровнях: а) формирование целей; б) планирование; в) организация; г) контроль.

2. Обеспечивающие – включают управленческие процессы и инструменты, способствующие эффективному осуществлению предметных функций: а) социально-психологические (делегирование, мотивация); б) технологические (решения, коммуникации).

Предыдущая