BizLog - деловое общение

Объявления

Д.В. Арутюнова
Инновационный менеджмент

Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 152 с.

Предыдущая

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления

1.3. Классификация инноваций

Классификация нововведений позволяет реализующей их организации:

-  обеспечить проведение более точной идентификации каждого нововведения, определение его места среди других, а также возможностей и ограничений;

-  обеспечить эффективную взаимосвязь между конкретным видом нововведения и инновационной стратегией организации;

-  обеспечить программное планирование и системное управление нововведениями на всех этапах его жизненного цикла;

-  разработать соответствующий организационно-экономический механизм реализации нововведения и замены его новым в целях обеспечения выполнения стратегических задач организации;

-  выработать соответствующий механизм компенсации (преодоления антиинновационных барьеров), позволяющий уменьшить воздействие нововведения на устойчивость и равновесие системы.

Основными критериями классификации инноваций являются: комплексность набора учитываемых классификационных признаков для анализа и кодирования; возможность количественного (качественного) определения критерия; научная новизна и практическая ценность предлагаемого признака классификации.

Исходя из состава нововведений, выделяют ряд наиболее часто встречающихся видов.

1. Источник идеи для инновации могут выступать:

-  открытие, научная идея, научная теория, явление;

- изобретение, ряд изобретений, лицензии;

- рационализаторские предложения;

- прочие ситуации.

 2. Вид новшества.

- продукт, его конструкция или устройство, система и механизм;

- технология, методы, способы;

- материалы, вещества;

- постройки, здания, сооружения;

- информационный продукт;

- услуги;

 3. По областям применения в научно-производственном процессе:

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые (ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя);

- технологические (возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции);

-  информационно-коммуникационные(ведут к изменению технологий обработки информации и технологии связи у потребителя);

-маркетинговые (ведут к изменениям в исследовании рынков и работе на них, изменениям брэндов товаров и организаций);

- логистические (ведут к изменениям в сфере организации движения потоков, снабжении и сбыте);

- организационно-управленческие (ведут к изменениям в организационном механизме и системе управления, совершенствуют их);

- социально-экономические, правовые и другие, (изменяют социальные, экономические и правовые условия функционирования предприятия).

4. По месту в системе (на предприятии, в фирме):

-  инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использования, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

-  инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация);

-  инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной,  технологической).

 5. По уровню новизны инновационные товары и услуги могут распределяться на обладающие признаками:

-  новые для отрасли в мире;

-  новые для отрасли в стране;

-  новые для данного предприятия.

В любом случае это нечто новое, неизвестное или не применявшееся ранее в конкретной области бизнеса, сфере деятельности или отдельной компании. Очень многое зависит от угла зрения. Например, внедрение автоматизированного учета, который сам по себе инновацией не является, может стать инновацией для конкретной компании, которая ранее системой автоматизированного учета не пользовалась.

В обзоре консультационной компании Booz, Allen & Hamilton доказывается, что 90% всех новых товаров – это «хорошо забытое старое».

 

%

Новое для данной компании

1.Усовершенствование изделия

2.Сокращение издержек

3.Репозиционирование

4.Расширение товарной линии

5.Новая производственная специализация

6.Проникновение на новые рынки

Принципиально новое

1.Новый товар

2.Новый старый товар

3Новый рынок

4.Новые способы ведения коммерческой деятельности

25

10

5

25

15

10

2

2

2

4

Большинство новинок – модификация уже выпускаемых компанией товаров: продукты совершенствуются, расширяется специализация компании, она выходит на новые рынки. Только десятую часть всех новинок можно с полным правом назвать новшествами. Но не следует рассматривать усовершенствованные продукты как «низшую» форму инноваций. Она является главным средством сохранения «свежести» прекрасно зарекомендовавших себя торговых марок. Это позволяет производителям поддерживать на высоком уровне объем продаж и рентабельность товара. Усовершенствование изделия, снижение производственных издержек и репозиционирование способствуют доходности торговых марок, адаптации их к современным требованиям. И еще один интересный вывод : из тех, 10% по-настоящему новых инноваций, только 2% приходится на долю новых продуктов. Наиболее успешные инновации представляют собой новые маркетинговые концепции.

Новые старые товары. Новые способы применения знакомых потребителям продуктов.

Новые рынки – это новые группы потребителей товара.

Новые способы ведения коммерческой деятельности - это новаторские подходы к поставкам существующих товаров и обслуживанию потребителей. В современных условиях они являются одним из важнейших источником инноваций. Огромные возможности открывают создание новых каналов распределения и предложение новых способов обслуживания потребителей.

6. По типу инновации выделяют

-материально-технические

-социальные.

В зависимости от технологических параметров и их влияния на достижение экономических целей организации, материально-технические инновации включают:

-инновации-продукты (продуктовые инновации)

-инновации-процессы (технологические инновации).

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих для получение принципиально новых продуктов. (позволяют обеспечить рост прибыли как за счет повышения цены на новые продукты или модификацию прежних, так и за счет увеличения объёма продаж).

- Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе фирмы и означают новые методы организации производства (позволяют улучшить экономические показатели за счет:  совершенствования подготовки исходных материалов и параметров процесса, увеличения объёма продаж вследствие производительного использования имеющихся производственных мощностей, возможности освоения в производстве перспективных с коммерческой точки зрения новых продуктов).

Социальные инновации включают: экономические (новые методы оценки труда, стимулирование, мотивация и пр.), организационно-управленческие (формы организации труда, методы выработки решений и контроль за исполнением и пр.), правовые и педагогические инновации, инновации человеческой деятельности (изменение внутриколлективных отношений, разрешение конфликтов и пр.).

Особенности социальных нововведений по сравнению с материально-техническими заключается в том, что:

они имеют более тесную связь с конкретными общественными отношениями и деловой средой;

они имеют большую сферу применения, т.к. реализация технических новшеств часто сопровождается необходимыми управленческими и экономическими нововведениями, в то время как сами социальные нововведения не требуют нового технического оснащения;

их реализация характеризуется меньшей наглядностью обеспечения преимуществ и сложностью расчета эффективности;

при их реализации отсутствует стадия изготовления (она совмещена с проектированием), что ускоряет инновационный процесс;

они вызывают особую авторскую активность, т.к. разрабатываются коллективно и со многими согласованиями.

7. Широта воздействия (масштабы распространения) инноваций:

- глобальное, мировое;

- народнохозяйственное, национальное;

- отраслевое;

- локальное.

 8. Темпы осуществления инноваций:

- быстрые, нарастающие;

- замедленные, равномерные;

- медленные, затухающие.

9. По глубине вносимых изменений (инновационному потенциалу) выделяют инновации:

-радикальные (базовые) - включают создание принципиально новых видов продукции, технологий, новых методов управления. Потенциальными результатами радикального нововведения является обеспечение долгосрочных преимуществ над конкурентами и на этой основе существенное усиление рыночных позиций. В дальнейшем они являются источником всех последующих улучшений, усовершенствований, приспособлений к интересам отдельных групп потребителей. Именно радикальные нововведения с большим успехом могут найти распространение в других областях и тем самым, создать новые потребности и новые рынки сбыта. Их создание связано с большим уровнем рисков и неопределенностей, технических и коммерческих. Эта группа нововведений не является распространенной, отдача от них непропорционально значительна. Ранняя стадия процесса радикальных инноваций как богата различными возможностями, так и бедна фактической информацией. Из-за высокой степени неопределенности эта фазу инновационных разработок стали называть «туманной исходной точкой» ("the fuzzy front end").

К радикальным инновация можно отнести создание двигателя внутреннего сгорания. Пример поддерживающей инновации - электрические стеклоподъемники в автомобиле».

-улучшающие (модифицированные, инкрементные) - приводят к улучшению или дополнению исходных конструкций, принципов, форм. Это наиболее распространенный тип инноваций. Малые улучшения создаются в ходе непосредственно наблюдения как в сфере потребления товара, так и в технологии его производства. Каждое из улучшений обещает безрисковое повышение потребительской ценности продукции, снижение издержек производства и поэтому обязательно реализуется. Особое значение придается таким нововведениям в условиях массового производства, в результате чего возникают сбалансированные по своим параметрам продукты, нацеленные на длительное удержание рыночных позиций; Инкрементные инновации – это незначительные изменения уже существующего продукта, не носящие революционного характера. Например, корректировка состава продукта, создание зонтичного бренда или новая упаковка. Об этом мало говорят, но чаще всего именно такого рода изменения приносят основную часть прибыли компаниям, а, кроме того, такого рода инновации доступны всем, так как они не требуют больших финансовых вложений, гигантского штата разработчиков и период их создания и внедрения минимален. Получается, что они экономически более выгодны, чем глобальные нововведения. Незначительные изменения тоже помогают компаниям выходить на новые рынки и отвоевывать место под солнцем у конкурентов, т.е. решать стратегические задачи и повышать конкурентоспособность бизнеса.

Факторы, стимулирующие развитие локальных инноваций:

1)Специфика продукта.

2)Стремление потребителей к разнообразию . Особенно это актуально для продуктов типа компьютеров или мобильных телефонов, где потребительский спрос очень высок, разброс желанных и необходимых приложений и дополнений огромен, а представления об идеальном дизайне строго индивидуальны. Локальные инновации позволят компании расширить линейку, привлечь новых клиентов и сохранить существующих.

3)Сектор рынка. Радикальные изменения в сфере услуг напрямую зависят от появления столь же кардинальных инноваций в производстве, незначительной модернизации позволят компании не опасаться свое будущее.

Конечно, есть отрасли, где новые продукты принципиально важны, но даже в этих секторах не обойтись без инкрементных инноваций. Потому что они, в первую очередь, призваны поддерживать радикальные новшества. Эффективный лидер должен понимать, что каждая глобальная инновация может служить трамплином для целого ряда инкрементных инноваций, что увеличит «срок годности» продукта и позволит получить большую прибыль, которую, в свою очередь, можно направить на новые разработки.

4)Инкрементные инновации позволяют компаниям успешно входить в новые рынки или осваивать новые ниши, расщепляя существующие бренды согласно потребностям потенциальных клиентов. Та же стратегия способствует увеличению доли и на местном рынке, серьезно ограничивая стремления конкурентов и не давая им возможности предложить собственные продукты. Это позволяет выиграть время, необходимое для разработки и внедрения тех решений, которые пока находятся лишь на стадии проектов.

Однако заметим, что локальные инновации не всегда следуют за глобальными, а часто предваряют их, давая компаниям толчок к развитию и новые идеи.

Такого рода незначительные изменения помогают завоевывать и новые страны, и новые ниши на рынке.

5) Небольшие инновации позволяют компании увеличивать стоимость своих товаров, ведь дополнительные опции позволят вам в несколько раз увеличить цену на продукт без негативной реакции со стороны потребителей.

6) инкрементные инновации помогают компаниям в борьбе за влияние. Например, на розничном рынке в условиях жесточайшей конкуренции за место на полке, производители могут расширить предлагаемый ассортимент продукции, путем небольших изменений состава или начав производить смежные продукты, не требующие радикального переоборудования цехов и привлечения большого количества новых специалистов.  Широта и разнообразие предложений дает большее количество места на полках ритейлера, серьезно затрудняя конкурентам путь на склады магазинов. К увеличению количества товаров, объединенным одним брендом, также прибегают, если категория продукта имеет низкую приверженность потребителя или если потребители в конкретном сегменте часто меняют производителей в поисках разнообразия. Наличие зонтичных брендов снижает возможность ухода клиентов к конкурентам.

-комбинаторные (инновации с предсказуемым риском) - представляют собой идеи сравнительно высокой степени новизны, не носящие, как правило, радикального характера. Разработка нового поколения продуктов (в т.ч. путем сочетания различных сочетаний конструктивного исполнения элементов) за счет концентрации огромных ресурсов обязательно завершается успешно, что отличает их от радикальных. Такие нововведения под силу только крупным предприятиям и редко встречаются в хозяйственной практике. По уровню отдачи они близки к радикальным.

По принципу отношения к своему предшественнику:

- замещающие, которые предполагают полное вытеснение устаревшего продукта новым и тем самым обеспечение более эффективного выполнения соответствующих функций (например, новая версия мобильного телефона, технологического процесса);

- отменяющие - исключают выполнение какой-либо операции или выпуск какого-либо продукта, но не предлагает ничего взамен (например, в фармацевтической отрасли новые знания способствуют запрещению использования того или иного медикамента);

- возвратные, которые подразумевают возврат к некоторому исходному состоянию в случае обнаружения несостоятельности или несоответствия новшества новым условиям применения (тенденции моды, отказ от новых материалов и технологий);

- открывающие, которые создают средства или продукты, не имеющие сопоставимых аналогов или функциональных предшественников (радио, ДНК -анализ).

11. По механизму осуществления выделяются:

-единичные, реализуемые на одном объекте,

-диффузные, распространяемые на множестве объектов, инновации.

Предыдущая