BizLog - деловое общение

Объявления

Д.В. Арутюнова
Инновационный менеджмент

Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 152 с.

Предыдущая

Тема 3. Инновационный менеджмент и стратегическое управление

3.1. Роль инноваций в стратегическом развитии компании.

В современной экономике знаний к инновационному  менеджменту нельзя относиться просто как к системе разработки и охраны технологии. Научно-техническая сфера начинает активно влиять на общую стратегию бизнеса.

Компании добиваются конкурентных преимуществ посредством инноваций. Они позволяют:

-  осваивать новые методы достижения конкурентоспособности.

-  находить лучшие методы конкурентной борьбы при использовании старых способов.

Инновации могут проявляться в новом дизайне продукта, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или в новой методике повышения квалификации работников. Некоторые инновации создают конкурентные преимущества, порождая принципиально новые благоприятные возможности на рынке, или же позволяют заполнить сегменты рынка, на которые другие соперники не обратили внимания. Если конкуренты реагируют медленно, то такие инновации приводят к конкурентным преимуществам. На международных рынках инновации, которые приносят конкурентное преимущество, предугадывают как внутренние, так и внешние потребности. В то же время инновации, которые являются своевременными для внутреннего рынка, могут даже мешать достижению конкурентного успеха в международных масштабах.

Инновационный бизнес можно рассматривать с двух точек зрения:

-  как вид бизнеса, продуктом которого являются конкретные научные, научно-технические и иные результаты, которые могут использоваться как основа нововведений в других отраслях

-  как средство обеспечения стратегического преимущества компаний, для которых инновации не являются основным видом бизнеса.

Последнее приобрело важное значение в последнее время.

Например

**Fumio Kodama, сравнивая традиционную и новую системы управления предприятиями, отмечает, что раньше формулу производства можно было определить, как «капитал + труд», то теперь - как «капитал + НИОКР».

**Портер указывает на место инноваций в достижении конкурентного преимущества компанией: «Компания добивается конкурентных преимуществ посредством инноваций: новых технологий, новых методов работ.  После того, как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удержать их только с помощью постоянных улучшений. Конкуренты сразу же и обязательно обойдут любую компанию, которая прекратит совершенствование и внедрение инноваций».

Всеобъемлющее влияние новых технологий на экономический результат деятельности хозяйствующих субъектов вынуждает фирмы интегрировать НИОКР и технологические стратегии с базовой стратегией компании. И если прежние условия конкуренции позволяли осуществлять периодические инвестиции в НИОКР, то сейчас финансирование научно-исследовательской деятельности непременно строится на постоянной основе, в тесном взаимодействии с другими службами предприятия.

Увеличение значения инноваций как стратегического ресурса фирмы, по существу, привело к смыканию стратегического и инновационного менеджмента фирмы в единую дисциплину, основой которой стал менеджмент знаний. Следует отметить, что такое развитие тенденций наиболее ярко проявилась буквально в последнее пятилетие.

Управление инновационной деятельностью предполагает использование следующих основных методов:

-  управление ресурсами. Модель представляет организацию как совокупность ресурсов, а основная цель управления в ходе инновационной деятельности при данном подходе состоит в обеспечении необходимыми ресурсами проектов, принятых к исполнению, а также контроль за использованием этих ресурсов.

-  управление процессами. Организация, реализующая инновационные проекты, рассматривается как совокупность бизнес-процессов, каждый из которых представляет собой набор взаимосвязанных процедур или действий, которые используют ресурсы предприятия для удовлетворения потребностей заказчика.

-  управление корпоративными знаниями. Организация рассматривается как совокупность небольших коллективов, решающих общую задачу. Главная цель управления – координация и обеспечение быстрого поиска информации в базе корпоративных знаний для самостоятельного принятия решений участниками проекта. Методы управления этой группы получили название "управление знаниями" (Knowledge Management).

Под стратегией обычно понимают концепцию функционирования и развития организации, способы достижения целей и разрешения возникающих перед организацией проблем распределения соответствующих ресурсов.

Выделяют два вида стратегий (рис.):

Традиционная стратегия, акцентирует внимание на факторах внутренней среды организации, стремясь к рациональному использованию имеющихся в их распоряжении различных видов ресурсов. Средством реализации данного подхода является интенсивное развитие, которое обеспечивает постепенное нарастание потенциала.  Успех в данном случае обеспечивают факторы, связанные с “превосходством в ресурсах”, которыми располагает предприятие: более производительное оборудование, прогрессивные технологии, доступ к источникам сырья, лучшая система сбыта и обслуживания и т.п.

Примером такой стратегии может служить стратегия, направленная на снижение издержек производства. Такой подход имеет право на существование при определенных условиях внешней среды, например, при наличии высокого спроса на товар и его дефиците.

Наряду с традиционными стратегиями, в последнее время получает распространение инновационная стратегия - выработка организацией цели получения устойчивых прибылей, конкурентных преимуществ, а также выживания в долгосрочной перспективе в соответствии со своей миссией и динамично изменяющейся внешней средой. Средствами достижения целей, в данном случае, служит как -хозяйственной системы , так и их инновационное развитие, которое позволяет резко повысить его уровень, преодолеть накапливающийся технологический разрыв, приобрести новое качество потенциала. Успех в данном случае достигается за счет “преимуществ в умении”, т.е. способности менеджмента рационально использовать имеющиеся ресурсы. Главная цель менеджмента в этих условиях состоит в умении накапливать знания и превращать их в преимущества. Именно знания многие авторы называют “неосязаемыми активами”, которые являются важным фактором развития и адаптации организаций к внешней среде. Данная стратегия нацеленная на конкурентоспособность и зависит от многих факторов:  как внутреннего характера, так и внешнего окружения.

Опыт ведущих стран мира свидетельствует о том, что система управления нововведениями является действенным средством преодоления кризисных ситуаций и методом решения научных, социальных, экономических и производственных проблем.  НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью  и риском.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Предыдущая