Д.В. Арутюнова
Инновационный менеджмент
Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 152 с.
Предыдущая |
Тема 5. Этапы инновационного процесса и стадии ЖЦ
5.5. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.
Инновационный процесс описывается рядом признаков.
1) устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление).
2) определяется характер динамики жизненного цикла спроса на продукцию (ЖЦС). ЖЦС делится на несколько стадий:
1. Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.
2. Ускорение роста– период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.
3. Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.
4. Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.
5. Затухание, спад – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
3) Жизненный цикл технологии ЖЦТ. В зависимости от уровня изменчивости технологий, рассматривают три разновидности ЖЦТ: стабильная, плодотворная и изменчивая.
4) Определяется сочетание ЖЦС, ЖЦТ, ЖЦИ. В зависимости от различных типов ЖЦТ возможны следующие ситуации :
А. Стабильная технология
Б. Плодотворная технология
В. Изменчивая технология
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТ и ЖЦИ. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.
В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях проявляется в областях возникновения спроса и развития производства и зрелости, насыщения рынка.
Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.
В случае плодотворной (неизменной) технологии потребность в инновациях также невелика, так как спрос удовлетворяется путем модификации продукции (П1, П2, П3) или освоения новых изделий без существенных изменений начальной технологии производства.
Изменчивая технология - характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. По принципу изменчивой технологии (Т1, Т2, Т3) работают фирмы, относящиеся к технологически активным отраслям промышленности, таким как электронная, химическая, фармацевтическое производство. Большая часть отраслей машиностроения имеет среднюю технологическую активность и, следовательно, средний уровень потребности в инновациях.
В случае изменчивой технологии фирмы для поддержания жизненного цикла спроса он нуждается в инновациях на всех стадиях: от зарождения технологии и первоначального производства до насыщения рынка.
Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды.
Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с организационно культурной и стратегической.
Предыдущая |