BizLog - деловое общение

Объявления

Д.В. Арутюнова
Инновационный менеджмент

Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. – 152 с.

Предыдущая

Тема 5. Этапы инновационного процесса и стадии ЖЦ

5.5. Жизненные циклы спроса, технологий, товаров.

Инновационный процесс описывается рядом признаков.

1) устанавливается стадия жизненного цикла изделия (ЖЦИ), в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление).

2) определяется характер динамики жизненного цикла спроса на продукцию (ЖЦС).  ЖЦС делится на несколько стадий:

1. Зарождение – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.

2. Ускорение роста– период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.

3. Замедление роста, когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.

4. Зрелость, когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.

5. Затухание, спад  – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.

3) Жизненный цикл технологии  ЖЦТ. В зависимости от уровня изменчивости технологий, рассматривают три разновидности ЖЦТ: стабильная, плодотворная и изменчивая.

4) Определяется сочетание ЖЦС, ЖЦТ, ЖЦИ.  В зависимости от различных типов ЖЦТ  возможны следующие ситуации :

А. Стабильная технология

Б. Плодотворная технология

В. Изменчивая технология

Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (например, производство автомобилей ранних марок). Получается по одной кривой ЖЦС, ЖЦТ и ЖЦИ. По мере достижения насыщения рынка, организация осуществляет модификацию продукции путем улучшения отдельных параметров и конструкции изделия. При этом радикальных изменений в технологии не происходит.

 В случае стабильной технологии высокая потребность в технологических инновациях проявляется в областях возникновения спроса и развития производства и зрелости, насыщения рынка.

Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. Короткий ЖЦ продукта, необходимость удержания завоеванных рыночных позиций обуславливает постоянную нацеленность организации на освоения инноваций. В рамках плодотворной технологии (например, в области современной вычислительной техники) разработка новых видов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейший продукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако, его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.

В случае плодотворной (неизменной) технологии потребность в инновациях также невелика, так как спрос удовлетворяется путем модификации продукции (П1, П2, П3) или освоения новых изделий без существенных изменений начальной технологии производства.

Изменчивая технология - характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новых изделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовых технологий. По принципу изменчивой технологии (Т1, Т2, Т3) работают фирмы, относящиеся к технологически активным отраслям промышленности, таким как электронная, химическая, фармацевтическое производство. Большая часть отраслей машиностроения имеет среднюю технологическую активность и, следовательно, средний уровень потребности в инновациях.

В случае изменчивой технологии фирмы для поддержания жизненного цикла спроса он нуждается в инновациях на всех стадиях: от зарождения технологии и первоначального производства до насыщения рынка.

Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды.

Поэтому переход внутри фирмы к новой технологии труден не только с финансовой стороны, но также с организационно культурной и стратегической.

Предыдущая