BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Управление персоналом

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014

Предыдущая

Мотивация персонала

1.  Сущность мотивации персонала.

Мотивация – процесс формирования внутренних побудительных сил работника для достижения личных целей и целей организации.

В качестве внутренних побудительных сил выступает мотив, под которым понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности действовать тем или иным образом.

Функции мотива:

1.  Смыслообразующая (оправдательная): мотив определяет удержанием деятельности, выступая ее обоснованием. Мотив – ради чего делаем.

2.   Направляющая – мотив формирует активность определенной направленности. Подчиняет действия человека тому, ради чего они совершаются.

3.  Побуждающая – мотив определяет приложение личных усилий для достижения объективно и субъективно поставленных целей.

Деятельность работника определяется мотивационной сферой личности, т.е. совокупностью мотивов, которыми руководствуется человек в определенный период времени.

Мотивационная сфера труда:

1.  Мотивы обеспечения, связанные с совокупностью материальных средств, необходимых для достижения благополучия работника и его семьи.

2.  Мотивы призвания, состоящие в стремлении работника реализовать его возможности в процессе трудовой деятельности.

3.  Мотивы социальных принадлежностей, выраженные в желаниях работника реализовать свои социальные устремления.

2.  Методы мотивации.

Ключевыми принципами мотивации являются комплектность и системность.

Комплексный подход к мотивации – учет организационно-экономических, социально-психологических, правовых, технико-технологических, педагогических и других аспектов  трудовой деятельности.

Системный подход – изучение мотивации, как системы взаимосвязанных и взаимообусловленных инструментов управления трудовым поведением персонала.

С т. зр. воздействия на личность выделяют следующие методы мотивации:

1. Методы опосредованной мотивации.

2. Методы непосредственной мотивации.

Методы опосредованной мотивации – воздействие на условия жизнедеятельности человека.

Методы непосредственной мотивации – воздействие на саму личность.

Методы опосредованной мотивации: материальное и нематериальное стимулирование.

Материальное стимулирование предполагает передачу материального блага.

Нематериальное стимулирование не предполагает передачу материального блага, хотя и связано с изменением материальных условий труда.

Материальное стимулирование:

1.  Денежное (рост тарифной части ЗП, премирование, надбавки, доплаты).

2.  Неденежное (натуральная форма, услуги, вовлечение в участие прибыли предприятия).

Нематериальное стимулирование:

1.  социальное – предполагает изменение социального статуса человека:

- административный рост;

- повышение квалификации;

вовлечение в управление предприятием.

2.  Моральное:

- присуждение почетного звания;

- награждение грамотой;

- объявление благодарности;

- доска почета.

3. Организационное – предполагает изменение условий труда, содержания:

- установление графика работы;

- улучшение условий труда.

Функции стимулирования:

1.  Экономическое – направлено на повышение эффективности производства и труда и предполагает совершенствование распределительных отношений.

2.  Социальная – социально- экономическое положение людей в значительной степени определяется комплектом тех экономических и социальных благ, которыми располагает человек, занимая то или иное положение в обществе.

3.    Социально-психологическое – оказывает воздействие на формирование внутреннего мира человека, его потребностей, ценностей, ориентации.

4.  Воспитательная – направлено на формирование нравственных качеств человека.

Формы стимулирования:

1. По степени информированности объекта, о взаимосвязи его деятельности и стимулов:

- опережающее стимулирование (информация совершается до совершения действия);

- подкрепляющее стимулирование (информация совершается после совершения действия).

2. По учету результатов деятельности  при определении стимула: коллективное и индивидуальное стимулирование.

3. По учету отклонения результатов деятельности от нормативных: позитивное (положение работника улучшается) и негативное.

4. По лагу времени между результатами деятельности и получением стимула: непосредственное (отставание не более 1 месяца), текущее (до 1 года), перспективное (более 1 года).

Принципы стимулирования:

1.  Комплексное: использование всего арсенала стимулов.

2.  Дифференцированность: индивидуальный подход к сотрудникам в процессе их стимулирования с учетом половозрастного, квалификационного и психологического аспекта.

3.  Гласность: обеспечивается через информирование персонала о ходе и результатах стимулирования.

4.  Гибкость: регулярный пересмотр существующих условий стимулирования в соответствии с изменением организационно-технических и социально-экономических условий труда.

5.  Оперативность: быстрое реагирование субъектов управления через стимулирование воздействия на изменение результативности труда персонала.

6.  Участие персонала в организации стимулирования.

Материальное стимулирование:

1.  Индивидуально-специфическое влияние: определяется личностными характеристиками субъекта и объекта воздействия.

2.  Функционально-ролевое влияние: характер, направленность и интенсивность определяются ролевыми позициями субъекта и объекта воздействия: приказ-распоряжение, директива, приказ-просьба, указание, предпосылка.

В рамках методов индивидуально специфического влияния выделяют методы направленного и ненаправленного воздействия. В случае направленного воздействия субъект ставит перед собой цель добиться от объекта воздействия определенного результата. При ненаправленном воздействии такой цели нет.

Методы направленного воздействия:

1.  Метод убеждения.

2.  Метод внушения.

Убеждение – целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на личность с целью изменения его мнения и формирования адекватным установкам убеждающего отношений к окружающей действительности. Это достигается путем вовлечения убеждаемого в процесс построения вывода. Инструментами убеждения выступают логическое мышление и непреложное доказательств.

Внушение – целенаправленное, сознательно организуемое, неаргументированное воздействие на личность (группу людей), ориентированное на создание эмоциональной расположенности и доверия к существу излагаемого материала.

При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Методы ненаправленного воздействия:

1.  Заражение.

2.  Подражание.

Социально-психологическое заражение базируется на сознательной невольной подверженности индивида определенным эмоционально-психологическим состояниям и заключается в передаче психологического настроя в группе. Способствует групповой интеграции, его применение эффективно при формировании и усилении групповой сплоченности.

Подражание – усвоение личностью новых форм поведения и деятельности путем следования какому-то примеру или образцу.

Основным инструментом реализации методов непосредственной мотивации выступает мотивация. С т. зр. воздействия на персонал информация может быть:

1.  Побудительная.

2.  Констатирующая.

Побудительная информация – определенно ответное действие в будущем. Ее важнейшие формы проявления:

1.  Активизация – способ побуждения к действию в заданной направленности.

2.  Интердикция – способ запрета нежелательного типа поведения или побуждения, недопускающее определенных действий.

3.  Дестабилизация  - способ рассогласования и нарушения некоторых автономных форм поведения или действий.

Констатирующая информация – форма сообщения, непредполагающая непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствующая этому.

Предыдущая