Г.Б. Баканов
Управление персоналом
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014
Предыдущая |
|
Организационная культура в системе управления персоналом организации
1. Понятие организационной культуры (ОК).
ОК – набор наиболее важных положений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организации ценностях и нормах, дающих людям ориентиры их поведения и действия.
Основные аспекты организационной культуры:
1. Базовые приложения, которых придерживаются члены организации в своем поведении и действиях.
2. Ценности, которых может придерживаться человек.
3. Символика, то посредством чего ценностные ориентации передаются людям или членам организации.
Выделяют 2 аспекта ОК:
1. Объективный аспект – физическое окружение, создаваемое в организации (дизайн здания, его месторасположение).
2. Субъективный аспект – разделяемые работниками образы, предположения, верования, ожидания.
Конкретную организацию характеризуют следующие компоненты организационной культуры:
1. Особенности ценностей и норм поведения.
2. Осознание себя и своего места в организации.
3. Коммуникационная система и язык общения.
4. Внешний вид сотрудника.
5. Осознание фактора времени и отношение к ег7о использованию.
6. Характер взаимоотношения между людьми.
7. Отношение к жизни – отношение к конкурентам, к коллегам, к успеху организации.
8. Отношение к обучению персонала.
9. Трудовая этика (отношение к качеству выпускаемой продукции).
10. Организация питания.
Показатели анализа организационной культуры:
1. Разделяемость взглядов – показатель, характеризующий количество основных положений, норм, ценностных ориентаций, традиций, абсолютно принимаемых всеми членами организации.
2. «Широта» ОК - величина, характеризующая количественное отношение членов организации, для которых данная ОК является доминирующей к общему коллективу членов организации.
3. Конфликт ОК – ситуация, в которой определяющей является не одна ОК, а 2, 3 и т.д.
4. «Сила» ОК – степень проявления ОК и ее влияние на поведение персонала.
2. Виды ОК.
Типы организационных культур (ОК):
1. Праксиологическая культура – определение целей и выбор направлений деятельности рассматривается как средство повышения экономической эффективности и увеличения прибыли.
2. Предпринимательская ОК – предпринимательская деятельность является средством привлечения ресурсов для дальнейшего развития предприятия.
3. Опекунская (патриархальная) ОК – средством достижения единства является обсуждение и консенсус.
4. Бюрократическая ОК – единство обеспечивается за счет разработки формальных процедур принятия решений, контроля, оценки и т.д.
Предыдущая |
|