BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Управление персоналом

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014

Предыдущая

Управление конфликтами в организации

Управление конфликтами – процесс целенаправленного воздействия на персонал организации с целью устранения причин, породивших конфликт и приведение поведения участников конфликта в соответствии со сложившимися нормами взаимоотношений в коллективе.

В зависимости от поведения конфликтующих сторон выделяют следующие группы управления конфликтами:

1. Внутриличностные методы.

2. Структурные методы.

3. Межличностные методы.

4. Переговоры.

5. Ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы воздействуют на отдельную личность и заключаются в правильной организации своего поведения, в умении высказывать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны оппонента. Основан на передаче другому лицу того или иного отношения к определенному предмету без требований и обвинений, но так чтобы другой человек изменил свое отношение.

Структурные методы воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организации труда, несправедливой системой мотивации труда. К ним относятся:

1.  Разъяснение требований к работе.

2.  Использование координационных механизмов.

3.  Разработка и уточнение общеорганизационных целей.

4.  Создание обоснованной системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе реализуется посредством разработки соответствующих должностных инструкций, положений и документов, регламентирующих распределение функций, прав и ответственности.

 Использование координационных механизмов – задействование структурных подразделений организации или должностных лиц, которые при необходимости могут вмешаться в конфликт или помочь устранить причины спора между конфликтующими сторонами.

Разработка и уточнение общеорганизационных целей позволяет объединить усилия всех сотрудников организации, направит их на достижение общих целей.

Межличностные методы – выбор стиля поведения участников конфликта, чтобы свести к min ущерб своих интересов.

К ним относятся:

1. Приспособление (уступчивость).

2. Уклонение.

3. Противоборство.

4. Сотрудничество или компромисс.

5. Принуждение.

6. Решение проблемы.

Переговоры – набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений.

Тактики ведения переговоров:

1.  Тактика позиционного торга.

2.  Технология решения проблемы.

Ответные агрессивные действия приводят к разрешению конфликтной ситуации с применением силы.

По признаку принадлежности к направлению управления конфликтами выделяют 3 группы методов:

1.  Уход от конфликта.

2.  Подавление конфликта.

3.  Управление конфликтом.

Уход от конфликта: его преимущество в оперативности принимаемого решения. Применяется в случае ненужности  данного конфликта или, если очень высоки издержки возможного конфликта. Его применяют в случае банальности проблемы, при наличии более важных поблеем, требующих решения, при потребности выиграть время для сбора необходимой информации и ухода от немедленного принятия решения.

Разновидности метода:

1.  Метод уступки.

2.  Метод бездействия.

3.  Метод сглаживания: используется в организациях, ориентированных на коллективные методы трудового процесса и основан на убеждении, что различия между сталкивающимися сторонами не столь значительны.

Подавление конфликта – применение активных действий по ликвидации конфликтной ситуации.

Разновидности метода:

1.  Метод скрытых действий: применяется, когда стечения экономических, политических, социальных или психологических обстоятельств делает невозможным открытый конфликт.

2.  Метод быстрого решения – решение по проблеме, вызвавшей конфликт, принимается в самые короткие сроки.

Управление конфликтами:

1.  Умение отличать главное от второстепенного.

2.  Внутреннее спокойствие.

3.  Умение подходить к проблеме с разных точек зрения.

4.  Готовность к любым неожиданностям.

5.  Восприятие действительности такой, какой она есть.

6.  Наблюдательность.

7.  Стремление к выходу за рамки проблемной ситуации.

8.  Дальновидность.

9.  Умение извлекать опыт из всего происходящего.

Предыдущая