Г.Б. Баканов
Управление персоналом
Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014
Предыдущая |
Эволюция научной мысли об управлении персоналом (УП)
Различают 3 группы теории управления персоналом:
1. Классические теории (Тейлор, Файоль, Эмерсон, Урвик, Вебер, Форд, Гастев, Керженцев) – 1880-1930 гг.
2. Теории человеческих отношений (Мэйо, Лайкерт, Блейк) – с 1930 г.
3. Теории человеческих ресурсов (Маслоу, Герцберг, Макгрегор) – с 60-70 гг. ХХ в.
На рубеже 1900 г. часть функций УП (найм и учет использования рабочего времени) стали передаваться в отдельные подразделения. В 1900г. американский инженер Гудриг создал первое бюро по найму работников, а в 1912 г. – создан первый отдел кадров в современном его понимании.
В 20-х гг. работники кадровых служб занимались отношениями между нанимателями и наемными работниками, выясняли настроение рабочих, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд, ведали некоторыми бытовыми вопросами, вели кадровую документацию.
В 30-х гг. работа кадровых служб была ориентирована на ведение переговоров на заключение трудовых переговоров, вели общий контроль за деятельностью в области УП.
В 50-60-е гг. УП сконцентрировалось на правовых вопросах: на разработке внутриорганизационных регламентирующих документов. Наблюдался отход от жесткого нормирования труда, переход к исчислению ЗП работников с учетом конечных результатов его труда и деятельности предприятия. Получают развитие системы участия в прибыли предприятия.
В 70-х гг. развивается участие наемных работников в управлении, начинается процесс демократизации управления.
В 70-80-х гг. кадровые службы начинают заниматься перспективным планированием трудовых ресурсов.
В 90-х гг. развиваются инновационные подходы к УП.
Предыдущая |