BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 3. Формирование стратегических целей и стратегии предприятия

3.1. Факторы, влияющие на целеполагание и выбор стратегии

На целеполагание и формулировку стратегии влияют разные внешние и внутренние группы (рис. 1 ).

Рисунок 1. Факторы, влияющие на стратегический выбор

Компании по разному подходят к формированию стратегии. В целом можно выделить 4 подхода:

1)  Подход главного архитектора. Руководитель берет на себя роль главного стратега. Лично руководит разработкой и ставит цели. Данный подход характере для компаний Microsoft, Dell computers и др.

2)  Делегирование. Ответственный делегирует часть своих полномочий доверенным подчиненным. Данный подход целесообразен в крупных многоотраслевых компаниях с широким ассортиментом, что позволяет быстро адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Недостатком данного подхода является необходимость наличия высококвалифицированного персонала.

3)  Коллективный подход. Ответственный опирается на помощь и советы подчиненных. Вырабатывается компромиссный вариант стратегии. Компания nokia привлекла к выработке стратегии около 250 сотрудников, кроме того, приветствуется попытка привлечения к процессу выработки стратегии поставщиков, клиентов, что позволяет лучше оценить ситуацию.

4)  Привлечение внутренних резервов. Высшее руководство предоставляет возможность творчески раскрыться работникам компании. Однако, подход срабатывает при высоком кадровом потенциале. Стратегия в данном случае – совокупность инициатив, выбираемых на конкурсной основе. Подход зарекомендовал себя в компаниях, работающих в отрасли высоких технологий. Например, British Airways.

Все подходы имеют плюсы и минусы и должны рассматриваться в конкретной ситуации.

Предыдущая