BizLog - деловое общение

Объявления

Г.Б. Баканов
Стратегический менеджмент

Курс лекций. Таганрог: МРЦПКиПК ЮФУ, 2014.

Предыдущая

Тема 9. Формирование стратегии компании

9.2. Стратегия роста и развития

9.2.4. Стратегия диверсификации.

Пока компания получает прибыль за счет роста  в уже освоенной отрасли, необходимости в диверсификации нет. Однако, по мере замедления роста диверсификация становится привлекательным средством улучшения перспектив компании. Диверсификация возможна и в том случае, если у компании есть технологические разработки, ключевые компетенции или ресурсная база для успешной конкуренции. Таким образом, диверсификация целесообразна, если:

-  сужаются возможности развития текущего бизнеса,

-  диверсификация открывает новые возможности,

-  можно перенести имеющиеся возможности в другие отрасли,

-  диверсификация в смежные отрасли позволяет сократить издержки производства,

-  у компании есть финансовые и организационные ресурсы для диверсификации.

Стратегия диверсификации реализуется в том случае, если фирмы дальше не могут развиваться на одном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. Таким образом, меняются все 4 составляющие: рынок, отрасль, продукт, положение компании в отрасли.

Разработка стратегии диверсификации включает в себя 4 элемента

-  выбор новых направлений деятельности и методов входа в новую отрасль

-  повышение производительности в новой отрасли

-  превращение стратегического соответствия и других плюсов диверсификации в конкурентное преимущество

-  определение инвестиционных приоритетов и направление финансовых ресурсов в самые перспективные подразделения.

Решение этих задач требует сосредоточения, по этому корпоративный менеджмент не должен заниматься разработкой и реализацией стратегии подразделений.

Имеются два главных типа диверсификации - связанная и несвязанная.

Стратегия связанной диверсификации предполагает наличие существенных стратегических соответствий (СС) между сферами бизнеса, в него входящих.

Выделяются следующие стратегические соответствия СС:

- маркетинговые (единый клиент; единые географические территории, каналы сбыта, рекламные усилия, поставщики; сходные торговые марки, послепродажный сервис);

- производственные (единые производственные мощности; сходные технологии, НИОКР);

- управленческие (единые системы управления и обучения, менеджеры).

Связанная представляет собой новую область деятельности компании, связанную с существующими областями бизнеса (например, в производстве, маркетинге, материальном снабжении или технологии). Связанная диверсификация выгодна в том случае, если между цепочками ценности компаний существуют стратегические соответствия, позволяющие:

-  обмениваться ценным опытом, технологическими ноу-хау,

-  объединять родственные виды деятельности компаний для снижения издержек,

-  совместно использовать бренды.

Связанная диверсификация предопределяет работу принципа синергизма (2+2=5). Те. Диверсифицированная компания, при наличие стратегических соответствий и совпадения цепочки ценностей дает более высокие результаты, чем дали бы эти же подразделения, работая по отдельности.

Возможны два варианта:

-  стратегия центрированной диверсификации - базируется на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов. При этом существующее производство остается в центре бизнеса, а новое возникает, исходя из тех возможностей, которые заключены в освоенном рынке, используемой технологии либо же в других сильных сторонах функционирования фирмы;

-  стратегия горизонтальной диверсификации - предполагает поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой. При данной стратегии фирма должна ориентироваться на производство таких технологически не связанных, продуктов, которые бы использовали уже имеющиеся возможности фирмы, например в области поставок. Так как новый продукт должен быть ориентирован на потребителя основного продукта, то по своим качествам он должен быть сопутствующим уже производимому продукту. Важным условием реализации данной стратегии является предварительная оценка фирмой собственной компетентности в производстве нового продукта;

Несвязанная диверсификация - новая область деятельности, не имеющая очевидных связей с существующими сферами бизнеса: фирма расширяется за счет производства технологически не связанных, с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках.

При данном виде диверсификации не требуется подбирать СЗХ со стратегическими соответствиями: капитал вкладывается в любую отрасль, которая представляется прибыльной, привлекательной.

Это одна из самых сложных для реализации стратегий развития, так как ее успешное её осуществление зависит от многих факторов, в частности, от компетентности имеющегося персонала, и в особенности менеджеров, сезонности в жизни рынка, наличия необходимых сумм денег и т.п. Зачастую при несвязанной диверсификации предпочтение отдается видам деятельности, гарантирующим быстрый финансовый рост.

Основное преимущество стратегии несвязанной диверсификации базируется на снижении риска для конгломерата в целом. Снижение риска связано с тем фактом, что различные отрасли могут единовременно находиться на различных фазах отраслевых жизненных циклов. Спады в одних компенсируются подъемами в других.

Доходность конгломерата в целом в значительной степени зависит от способности управленческого ядра предвидеть перспективы отраслевых конъектур и умения выгодно распоряжаться компонентами портфеля сфер бизнеса конгломерата, поэтому менеджеры высшего уровня должны иметь исключительно высокую специализированную квалификацию

Как показывает практика, в периоды общеэкономического спада наибольшие шансы на выживание имеют корпоративные структуры типа концерна (связанной диверсификации), то есть организации, чьи портфели  имеют значительные стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса. Это связано с тем, что, с одной стороны общеэкономический спад негативно сказывается практически на всех сферах бизнеса; с другой, минимизация затрат становится в таких случаях первоочередной задачей, с решением которой концерны справляются лучше, чем конгломераты.

Большинство компаний обращаются к диверсификации тогда, когда они создают финансовые ресурсы, превосходящие необходимые для поддержания конкурентных преимуществ в первоначальных сферах бизнеса.

Диверсификация может осуществляться следующими путями:

А) через внутренний рынок капиталов. Диверсификация с помощью внутреннего рынка капиталов выполняет те же функции, что и фондовый рынок. При внутреннем рынке капиталов главный офис выполняет следующие роли:

-  выполняет функций стратегического планирования, состоящие в определении портфеля СЗХ корпорации;

-  определяет финансовые цели и отслеживает деятельность СЗХ;

-  размещает корпоративные капиталы среди конкурирующих СЗХ.

Б) реструктурированием. Стратегия реструктурирования представляет один из видов стратегии внутреннего рынка капиталов. Разница состоит в степени вмешательства главного офиса в действия СЗХ. Компании, которые подвергаются реконструированию, обычно были плохо управляемыми в процессе создания и развития. Цель состоит в помощи им активизировать свою деятельность, изменить образ действий, развить новые стратегии на уровне СЗХ и влить в компанию новые финансовые и технологические ресурсы.

В) передачей специфических искусств между СЗХ. В том случае, когда используется стратегия передачи искусства или опыта деятельности, новый вид бизнеса рассматривается как связанный с существующими СЗХ (например, в области производства, маркетинга, снабжения, НИОКР). Обычно используются передачи таких искусств, которые снижают издержки в диверсифицированной компании.

Г) разделением функций или ресурсов. Диверсификация путем распределения ресурсов возможна при наличии существенного сходства между одной или несколькими важными функциями существующих и новых СЗХ. Целью распределения ресурсов является реализация синергизма в деятельности компании при использовании общих производств, каналов распространения, средств продвижения, НИОКР и т.д. Таким образом, в каждую СЗХ требуется меньше вложений по сравнению с автономным решением этого вопроса.

При решении о диверсификации деятельности компании следует учитывать стоимость управления такой компанией.

Стоимость управления складывается из двух составляющих

1-    расходы по управления в СЗХ

2-    расходы по координации между СЗХ

Таким образом, затраты определяются числом СЗХ и необходимостью координации между ними.

Для связанной диверсификации

Расходы = сумма расходов по каждой СЗХ + расходы на координацию

Доходы = доход от каждой СЗХ + доход от синергизма

Для несвязанной диверсификации не требуется координации между СЗХ.

расходы = сумма расходов по каждой  СЗХ

доходы =  сумма доходов по каждой  СЗХ

Однако, это не значит, что расходы по управления связанными СЗХ будут однозначно больше расходов по управлению несвязанными СЗХ.  Повышенные издержки в каждом из вариантов могут уничтожить более высокие прибыли/

Стратегия диверсификации

Пути реализации

Источники затрат

на управление

Связанная

Внутренний рынок капитала 

Реконструирование

Передача искусств

Распределение ресурсов

Число СЗХ  Координация между СЗХ

Несвязанная

Внутренний рынок  капитала

Реконструирование

 Число СЗХ 

Таким образом, выбор между связанной и несвязанной диверсификацией зависит от сравнения прибыльности при диверсификации и дополнительных удельных затрат на управление.

Компания предпочитает связанную диверсификацию, когда:

1- ключевые искусства компании могут использоваться в широком диапазоне отраслевых и коммерческих ситуаций,

2- управленческие затраты не превосходят величин, необходимых при распределении ресурсов или передачи искусств.

Компании предпочитает несвязанную диверсификацию если

1- искусства базовой СЗХ высоко специализированы и не имеют приложения на стороне,

2- затраты на управление не превышают величин, нужных для реализации стратегии внутреннего рынка.

Альтернативой диверсификации может быть создание стратегического альянса между двумя или более компаниями в области стоимости, риска и прибылей, связанных с использованием новых возможностей бизнеса (например, при НИОКР). Однако при этом имеется риск доступа партнера к ключевой технологии.

 

Предыдущая