ФИНАНСЫ РЕСТОРАНА: как я веду свои бюджетыЭтот материал я создаю на основе своего более чем 10-летнего практического опыта консалтинга, девелопмента, инвестирования и управления объектами в сфере Хо.Ре.Ка.
Проблема подхода к бизнес-планированию и правильному бюджету – это то, что тревожит любого инвестора и менеджера.
Очень часто приходится сталкиваться с разными подходами к трактовке расходов и прибыли бизнесов. Бывает, говоришь инвесторам: «Ваша чистая прибыль составит столько то…», а они в ответ: «Это уже с вычетом зарплаты и товара?»… мне удивительно, как чистая прибыль может сформироваться, если еще с нее надо что-то платить? Здесь уже идет спутывание понятий: оборот и прибыль. Но это лишь капля в море.
Также часто мне задают вопросы:
— какая рентабельность считается хорошей для такого бизнеса?
— какую прибыльность приносит тот или иной формат Хо.Ре.Ка?
— какой средний период окупаемости инвестиций?
— какой должен быть фуд-кост (процент на затраты на товары кухни и бара в доле от валового оборота)?
— какой процент зарплатного фонда от валового оборота?
— какой бюджет выделяется на рекламу?
— как ты считаешь прибыль?
— а амортизацию учитываешь?
И еще многое-многое, что касается вопросов бюджетирования.
Скажу сразу, что я не финансист и даже не бухгалтер. Мои методы – удобная мне интерпретация ведения бухгалтерского учета, основанная на 10-летнем практическом опыте. Это никакая не революция или финансовое преступление против бухгалтерских талмудов. Нет. Мне так удобно и понятно, и понятно людям, с которыми я работаю или «партнерствую».
Поделюсь своим опытом и разберемся во всем подробно.
Начну сразу с оговорки, что принципы ведения учета в арендованном помещении и собственном немного отличаются. Отличаются не только показателями прибыльности (все-таки, аренда – весомая статья расходов), но и подходом к понятиям «реконструкция», «приобретение и создание основных фондов», «капитализация» и т.д.
Если же вас из финансового отчета интересует только, сколько налички вы забрали за месяц, тогда этот материал не для вас. Он для тех, кто любит все разложить по полочкам и глубоко анализировать, по капле собирая заветную статью «прибыль».
КАКАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ БИЗНЕСА ХО.РЕ.КА?
Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Здесь много «но»:
— собственное или арендованное помещение?
— сезонный или постоянный бизнес?
— какой ваш сегмент рынка и фуд-кост (проще говоря, какая наценка)?
— на какой вы форме налогообложения?
И многое другое. Под понятием «рентабельность» я понимаю: чистая прибыль бизнеса в процентном соотношении от валового (грязного) оборота.
Период, за который я предлагаю считать средний показатель рентабельности – 1 календарный год. За это время будет более точное среднее арифметическое число и бизнес пройдет все сезонности.
Также важно понимать, что формат формату рознь и если в одном случае с каждым годом рентабельность растет, то в другом – наоборот, от года в год будет падать.
Например, ресторан семейного типа (пиццерия, европейская кухня) при хорошем менеджменте будет с каждым годом только набирать, обрастая постоянными гостями и репутацией качества. А вот развлекательные заведения (ночные клубы и т.д.) только теряют в рентабельности, так как их «вспышка» проходит за год-полтора.
В среднем, на просторах СНГ рентабельность арендного бизнеса Хо.Ре.Ка составляет 20-25%, а бизнеса в собственном помещении – 25-30%.
Читать подробнее:
[...]