КАКОВ ПАССАЖ
--------------------------------------------------------------------------------
Почему на рынке свободной конкуренции прекращается борьба за цену, когда стоимость товара становится равной стоимости его производства?
В попытке ответить на этот вопрос все исследователи выдумывали и выдумывают сложнейшие теории и замысловатые формулы, где пытаются соизмерить товары по: трудозатратам их производства, величине их полезности, величине затраченной энергии, информации и т.д.
Аристотель, Смит, Риккардо, Маркс, Бём-Баверк, Маршалл – вот малая часть исследователей, занимавшихся этой проблемой.
А параллельно с этими титаническими усилиями великих мыслителей ничем не выдающиеся в интеллектуальном плане покупатели и продавцы без формул и теорий и без особого труда в условиях свободной конкуренции ежедневно формировали и формируют это загадочное равенство.
Как говорится, поражающая воображение параллель. Пожалуй, это единственный случай в истории человечества, когда интеллектуально посредственные массы людей ежедневно «утирают нас» великим мыслителям.
Сей пассаж наводит на мысль, что мыслители что-то тут перемудрили. Видимо, процесс обмена протекает не через соизмерение товаров по каким-то их внутренним свойствам.
Та простота, с которой участники обмена формируют эквивалентный обмен, говорит о том, что критерии, лежащие в основе этого процесса, не могут бать запрятаны глубоко в дебрях научных изысканий.
Эти критерии должны быть простыми, понятными, очевидными, что называется, лежащими на поверхности.
Таким критерием для каждого участника обмена является осознание им того, что его положение как участника обмена как минимум не хуже положения его конкурентов.
Конкуренция покупателей формирует равенство цен на одноводовые (одинаковые) товары у всех продавцов и для всех покупателей.
Конкуренция одновидовых производителей формирует цены на одновидовые товары в соответствии с средневидовыми издержками производства товара, плюс средневидовая прибыль с единицы товара.
Конкуренция разновидовых производителей ведет к тому, что все средневидовые прибыли становятся равными одной и той же величине – среднерыночной прибыли с равных величин издержек.
Борьба покупателя с продавцом за цену товара формирует соответствие между спросом и предложением на уровне цен товаров, равных средневидовым издержкам их производства, плюс среднерыночная прибыль с соответствующей товару величины издержек производства, то есть в соответствии со стоимостью его производства.
Таким образом, критерием формирования эквивалентного обмена на рынке совершенной конкуренции является эквивалентность положений конкурирующих участников обмена, или, говоря языком диалектики, основой эквивалентного обмена является достигнутое в конкурентной борьбе равновесие диалектических систем: «покупатель – покупатель», «продавец – продавец» и «покупатель – продавец».
Подробнсти в статье Диалектика рыночного равновесия .
[...]