Czyan писал(а):
СанСаныч писал(а):
Амбиции - это очень хорошо.
Но если амбиции не подкреплены реалиями жизни и не имеют базы - в полной ЖЭ окажется вся фирма, а не только отдел продаж.
Вот об этом и речь!:)
Каждая компания в своем развитие проходит несколько этапов (есть 4 основных), но не в этом дело. Для каждого этапа необходима своя тактика, а для успешного развития бизнеса неплохо было бы и стратегию иметь. Приведу пример компании в которой я работал (сегмент - производство спецобуви).
Итак компании проходила несколько этапов:
1. Становление.
Выход на рынок при помощи торгового представительства в Москве , с целью охвата продаж по всей территории России.
2. Стабильный рост.
Продукция завоевывала стабильное положение на рынке т.к. в принципе конкуренция была слаба, а товар пользовался спросом)
3. Бурный рост.
Компания окрепла, появился внятный отдел продаж куда входило несколько менеджеров, бухгалтерия, а не записи на коленках, поставили гендиректора, который как-то наладил более или менее грамотную работу и т.д. . Объемы продаж росли до 30-40% в год. Но как такового понимания почему и сколько это будет продолжаться не было. Менеджеры хаотично ведут клиентов по всей территории России. Начиная конкурировать друг с другом. Появляются конкуренты, которые начинают потихоньку дышать в спину. Планы перевыполняются, а понимания почему нет.
4. Стабильность.
Наконец то все работает как надо , клиенты все приходят и приходят. Объемы растут, но почему? Понимания нет. План прогнозируется 30-40% на следующий год. А почему? Понимания нет. Ведь и так растем значит прет! Хотя производство начинает "икать" и не справляться с потребностями московского офиса. Руководство думая, что они великие маркетологи внедряют несколько "импортных" проектов без каких либо иследований, которые проваливаются по причине полного непонимания рынка и его потребностей. Мнения менеджеров не учитывалось. Средства , которые могли пойти на улучшение производства, улучшение качества собственной продукции были выкинуты на ветер... Один из крупных дилеров, у которого так же налажено производство подобной обуви уходит, превращаясь в конкурента.
5. Точка кипения.
Как же так? Объемы начинают падать! Прогнозируемые планы не выполняются. Зимняя обувь зависает на складе на все лето, тем самым съедая денежные средства за аренду. Топовые позиции начинаю переходить в разряд дефицитных. Клиенты не довольны. Кредитные линии и отсрочки начинают превращаться в дебиторку, которая ложится мертвым грузом на плечи менеджеров, которые уже успели забуреть и расслабиться, и работать над этим вопросом уже не хотят. А спрос то растет, рынок требует все новые объемы, а их нет т.к. производство находится на соем пике. конкуренты уже занимают 40% на полках наших клиентов. Да и качество подтянули, а по ценам интересней т.к. у них нет таких издержек.
6. Спад по всем направлениям.
Что-то надо делать. А что? Почему пришел цугундер? Начинаем искать виновных... Кто у нас занимался планированием? Почему все так плохо?! Кто виноват?!
Приходит новый "топ менеджер" из сегмента FMCG, и решает, что спецобувь можно продавать как пиво и сухарики, и переносит схему работы FMCG на нас... Все вроде грамотно. Менеджеры делятся на регионы. Вводятся новые схемы продаж и мотиваций, НО!!!! Как же так планы то... Планы то, ставятся с приростом в 40%, а по некоторым расчетам до 60% к прошлому году! При условии полного непонимания постановки планов в прошлые периоды, как можно на их основе составлять планы на будущее? Т.е. будущее планируем без учета ошибок прошлого - план провален по своей сути. А мощей то ужо нет. Менеджеры начинают впихивать клиентам продукцию с отсрочками, кредитами лижбы выполнить злополучный план... Нарываясь на штрафы за просроченную дебиторку. На вопрос "а с чего такой план", ответ "я ж не знаю почему он маленький может для Московского региона он как раз"... Опять вопрос, "а кто проводил исследование рынка?", ответ " а ты вот сам и сделай". По причине перехода на Московский регион мне досталась территория полной дебиторки, с которой я начал бороться всеми доступными методами, блокируя отгрузки неплательщикам. Но план не выполнялся, а мотивация была строга ко мне, и мой достаток таял. А такого потерпеть я не мог:).
Компания балансирует на грани минимальной рентабельности, с учетом всех кредитов, которые были взяты под те самые "импортные" проекты.
Какой последует за этим этап я не знаю, т.к. был вынужден уйти по причине полного непонимания политики партии. Так что начиная планировать подумайте, и начните с самого начала. И не стоит перевыполнение считать благом, т.к. оно может вылиться в зло, если к нему относиться халатно.