Каждый, кто хоть раз задумывался о новом бизнес-проекте, сталкивался с потребностью в информации для принятия решения — быть новому проекту или нет. Не ошибиться с расчетами важно на всех стадиях развития бизнеса и вдвойне важно на начальном этапе, когда отклонение даже на 10—20% от запланированных трат могут оказаться решающими.
Соответственно возникают вопросы — как грамотно спланировать свою деятельность, не допустить ошибок в выборе маркетинговой стратегии, спрогнозировать рост продаж? Ответить на них поможет качественное маркетинговое исследование той сферы рынка, в которой вы собираетесь осуществлять свою деятельность.
Как и при любой непрофильной деятельности, которую необходимо осуществлять компании, руководитель должен принять решение — будет ли он проводить исследование силами сотрудников компании или же обратится в специализированное агентство или консалтинговую компанию. И в том, и в ином решении есть как плюсы, так и минусы.
Маркетинг своими силами
При проведении исследования силами компании вам понадобятся следующие ресурсы.
— Сотрудник (как минимум один), который на достаточном уровне владеет вопросами маркетинга и маркетинговых исследований. Он должен грамотно спланировать исследование, выбрать необходимые источники информации, определить конкретные методы исследования, разработать анкеты и / или опросные листы (при проведении опросов) или материалы для фокус-групп и т. д. Без такого сотрудника вы рискуете просто не справиться с поставленными задачами, поскольку здесь важно собрать и обработать именно ту информацию, которая будет необходима для принятия решения, и при этом не «утонуть» в ней, не отвлечься на второстепенные или неважные данные. К тому же, если вы никогда не проводили маркетинговых исследований, то можете допустить одну из наиболее частых ошибок «новичков» — собрать некорректную информацию и, соответственно, сделать неверные выводы.
— Несколько сотрудников (или специалистов, нанятых дополнительно под эти задачи) для сбора и обработки данных. Конкретное количество может разниться на порядки — если вы задумываете анализ только открытых источников (при этом понимая, что теряете в полноте и корректности информации), то вам хватит нескольких специалистов. Если же проводить «полевое исследование», опросы, анкетирования
— то не обойтись без агентов, которых может понадобиться десятки.
— Время, достаточное для проведения исследования. Распространено мнение, что провести маркетинговое исследование можно за пару дней. К сожалению, это не так. Хорошие и достаточные результаты меньше, чем за месяц, получить редко удается. А при увеличении географического охвата соответственно увеличивается и время, необходимое для проведения исследования.
— Деньги, которые возможно понадобятся на покупку необходимой информации. Не всю информацию можно получить из открытых источников или с помощью самостоятельных опросов. Или же это будет настолько трудно, что заплатив и получив эту информацию у специализированных компаний или отдельных лиц, вы сэкономите себе месяцы работы.
— Понимание того, что вы действуете на свой страх и риск — то есть полностью доверяете своему сотруднику (как маркетологу) и принимаете на себя ответственность за выбранные инструменты исследования.
Есть, конечно, и плюсы — часто вы сможете сэкономить десятки, а то и сотни тысяч рублей, так как заказ исследования в сторонней компании обойдется вряд ли дешево. Еще одним преимуществом можно назвать контроль за проведением исследования на всех этапах — от его разработки до получения результатов и их проверки.
Маркетинг на аутсорсинге
В чем же плюсы заказа маркетинговых исследований в специальных маркетинговых агентствах или консалтинговых компаниях?
— Прежде всего, это тот опыт и профессионализм, которыми обладают сотрудники соответствующих компаний. Это, в первую очередь, будет означать сокращение сроков исследования, поскольку компания-исполнитель сможет использовать уже имеющиеся технологии проведения подобных исследований.
Кроме того, в любой структуре, занимающейся маркетинговыми исследованиями, есть свой штат сотрудников-агентов, соответственно, нет необходимости тратить дополнительное время для их набора.
— Специализированные компании обычно имеют свои выходы на различные структуры (собирающие статистическую и пр. информацию) и быстро и легко могут получить доступ к необходимым данным. Это часто может сэкономить не только время, но и деньги, т. к. вам бы пришлось платить за ту же информацию, скорее всего, гораздо дороже.
— Есть вероятность того, что компания уже проводила исследования этого или смежного сектора рынка. В таком случае можно либо сразу получить готовое исследование, либо значительно сократить время на выполнение вашего заказа.
— Добросовестная компания, проводящая маркетинговые исследования, может дать дополнительные рекомендации по маркетинговой стратегии или деятельности вашей компании на рынке.
Конечно, в случае обращения в консалтинговую или маркетинговую компанию, вы должны довериться ее специалистам и поэтому необходимо потратить время на выбор конкретной компании, с которой вы будете работать. К тому же, полученные результаты будут зависеть от четкости поставленных вами задач, впрочем, хорошая компания-исполнитель поможет их вам сформулировать.
Итак, экономить деньги, но рисковать качеством и сроками или потратить больше, но получить гарантированый результат — решать вам.
Автор: Александр БЕСПАЛОВ, генеральный директор Консалтинговой группы «Беспалов и партнеры»
|