IV. Маркетинг и сбыт продукции (услуг) Этому разделу стоит уделить особое внимание, так как он позволит Вам выбрать правильную сбытовую политику и уточнить эффективные объёмы производства и продаж, а инвестору внушит уверенность в грядущем успехе проекта. Оценку возможных объёмов сбыта продукции предприятия можно получить, зная среднестатистическое потребление продукта/услуги или материала на душу населения или единицу обработанной продукции. Сегменты потенциальных потребителей характеризуются: численностью, возрастом, полом, уровнем доходов - если это население; объемом производства, отраслью, месторасположением – если это предприятия. Разработчики бизнес-плана должны не только показать инвестору, что рынок способен воспринять товары и услуги компании, но и представить ему убедительный план их продвижения на рынке и доведения до потребителей. От результатов маркетинговых исследований зависит выбор наиболее эффективных стратегий достижения конкурентоспособности на целевом рынке. Исследование конкурентов проводится для осуществления выбора путей и возможностей завоевания сильной и наиболее выгодной позиции на рынке. Успех предприятия зависит от того, насколько полно его продукция соответствует потребительским предпочтениям. Для принятия стратегических маркетинговых решений, долго- и краткосрочного планирования, определения тактики поведения компании на рынке и достижения наивысших результатов Вам необходима максимально полная и объективная информация как по рынку в целом, так и по восприятию потребителями Вашей продукции, её торговой марки (бренда). Маркетинговые исследования для производственной компании будут включать: - определение текущего объема, потенциальной емкости и насыщенности рынка, - определение целевых сегментов потребителей, - изучение потребительских предпочтений по каждому сегменту, - изучение конкурентов, - изучение возможноcтей для занятия намеченной позиции на выбранном рынке, - исследование ценового диапазона производителя (для установки оптимального соотношения «цена-качество», «цена-прибыль»), - разработка приёмов для стимулирования сбыта продукции и исследование товародвижения, - выбор рекламной политики для создания положительного имиджа предприятия. Если планируется вывод на рынок нового бренда, необходимо отразить ситуацию с патентной защитой товара, так как, в случае наличия уже кем-то выпускаемой продукции с таким же или подобным именем, рекламная компания станет пустой тратой времени и средств. Маркетинговые исследования должны дать ответ на вопрос, какой интервал цен на товары и услуги компании является приемлемым для целевых потребителей и какие цены на аналогичные товары устанавливают конкуренты. В рамках этого интервала и с учетом цен конкурентов компания может изменять цены на товары и услуги в зависимости от своей ценовой политики. В этом разделе дается характеристика ценообразования - метода установления цены на продукцию, рассматриваемую в проекте. Обычно используют один из двух методов ценообразования - затратный или рыночный. В первом случае цена определяется на основании себестоимости продукции (услуг), складывающихся из следующих элементов:
• сырье, материалы, транспортные расходы;
• заработная плата персонала, занятого непосредственно в производстве (оказании услуг), обязательные отчисления в фонды, НДС;
• услуги и работы сторонних организаций (непосредственно связанные с производством и оказанием услуг);
• амортизация оборудования;
• общехозяйственные расходы.
Во втором случае принимается во внимание цена на аналогичную продукцию, позиция конкурентов на рынке, анализируются возможные действия конкурентов. На основании этого выбирается стратегия ценообразования. Рассмотрим эти стратегии.
1. Стратегия низких цен. При этой стратегии компания устанавливает цену ниже цен конкурентов, но выше себестоимости. Обычно такая стратегия применяется для расширения доли товаров (услуг) компании на рынке, проникновения на новые рынки, увеличения загрузки производственных мощностей (если есть свободные мощности) и в некоторых других случаях.
2. Стратегия средних цен. Эта стратегия применяется компаниями, достигшими определенных успехов и стремящимися, на данном этапе, к удержанию достигнутых рубежей.
3. Стратегия высоких цен. Такая стратегия обычно применяется при выводе на рынок нового уникального товара (услуги). Она направлена на получение высокой прибыли за счет преимуществ и новизны товара.
4. Стратегия гибких цен. Согласно этой стратегии, цены устанавливаются индивидуально для каждого клиента, особенно когда речь идёт об оказании услуг.
5. Стратегия неизменных цен. В некоторых случаях компания предпочитает сохранять неизменную цену в течение длительного времени. В этом случае она может изменять количество товара в упаковке или вносить в товар улучшения, но не изменять цену.
Выбранную ценовую стратегию необходимо обосновать, чтобы потенциальному инвестору были понятны причины ее выбора и выгоды, которые компания собирается из нее извлечь.
V. Производственный план Этот раздел посвящается описанию организации производственного процесса и процесса оказания услуг с описанием (в общих чертах) необходимых для этого технологий. Подробное описание процессов и расчёты выносятся в приложения. К разработке этого раздела привлекаются специализированные отраслевые проектные компании, задачей которых является выбор наиболее эффективной технологии производства и оптимизация организационных процессов. Инвестору предоставляется информация с указанием сроков реализации наиболее важных этапов проекта, обосновываются затраты на мероприятия и приводится подробный календарный план производства. Ниже приведена примерная структура раздела. 1. Общие сведения относительно организации производства: - описание месторасположения предприятия (во многих случаях это определяющий фактор для успеха проекта), наличие необходимых транспортных связей, инженерных сетей (электроэнергия, вода, тепло, канализация, связь и др.), ресурсов, а также близость к рынку сбыта; - используемая технология и уровень квалификации исполнителей; - используемое оборудование; - потребность в площадях; - кадровое обеспечение; - удовлетворение требований по обеспечению экологичности производства для окружающей среды и безопасности работающих. 2. Объем производства. Расчёт объёма производства опирается на результаты маркетинговых исследований, количественно характеризующих потребность в данной категории товара (услуги). Составляется подробный календарный план изготовления продукции (оказания услуг) с помесячным указанием объёмов производства и прибыли, получаемой в результате реализации проекта.
3. Характеристика поставщиков сырья, материалов, услуг, товаров для перепродажи. Приводится краткое описание поставщиков сырья и материалов. Рассматриваются альтернативные источники снабжения сырьем и материалами по таким параметрам, как: цена, качество продукции (товаров, услуг), деловая репутация поставщика, наличие отсрочки платежа, возможность получения товаров «на реализацию» и иные благоприятные для Вашей компании условия. Дается характеристика по группам сырья и материалов в разрезе поставщиков (условия поставки, оплаты). Тщательный выбор поставщиков зачастую обеспечивает значительную часть успеха деятельности компании. Потенциальный инвестор должен видеть, что инициаторы проекта подошли к этому вопросу со всей необходимой серьезностью.
4. Необходимое оборудование. В этом подразделе приводится перечень закупаемого оборудования, с указанием фирмы производителя, условий доставки, сроков установки и наладки, сроков гарантийного обслуживания и информации о наличии сервисной поддержки. Если закупка планируется проводиться на тендерной основе, приложение бизнес-плана дополняется необходимыми документами (задание на закупку, технико-экономическое обоснование и техническое задание), указываются сроки проведения тендера и состав комиссии по закупке.
5. Подсчёт затрат на производство. А. Обязательные издержки: • смета текущих затрат (затраты на производство, или издержки производства, классифицируются на прямые (переменные, т.е. пропорционально зависящие от изменения объемов производства) и общие (постоянные, не зависящие от изменений объемов производства)); • расчет переменных издержек (к ним относятся затраты на сырье и материалы, комплектующие изделия, затраты на производственный персонал, в некоторых случаях – затраты на топливо, электроэнергию); • расчет постоянных издержек (к ним относятся затраты на производство (аренда, ремонт и обслуживание оборудования, топливо и энергия), торговые издержки (реклама, мероприятия по продвижению продукции, ее сбыт), административные издержки (заработная плата административного персонала, коммунальные услуги, услуги связи, командировочные расходы и т.п.)) Б. Расходы на персонал: • затраты на персонал управления (директор, главный инженер, начальник производства, бухгалтера, плановики.); • затраты на производственный персонал (конструкторы, технологи, ремонтные рабочие.); • затраты на прочих сотрудников (сбытовики, кладовщики, охрана). В. Расходы на сырье, материалы и комплектующие изделия (расчет выполняется по каждому виду продукции или услуги).
|