Добрый день, коллеги, прошу вашей помощи: ниже приведен кейс: красным выделены мои ответы, если кто поможет, буду очень рада. Кейс «Оптимизация производства на заводе "Заря капитализма» Действие 1. Оптимальный план На рисунке приведена схема движения материалов и полуфабрикатов, проходящих трансформацию от сырья до готовой продукции на заводе "Заря капитализма". Завод производит 3 продукта: А, Б и В. В скобках около названия соответствующего станка указано время (в минутах), необходимое для каждой операции. Завод использует универсальные станки, ряд из которых может быть перенастроен на производство различных модификаций компонентов, так, к примеру, станок «Агрегат 2» может быть задействован для реализации четырех различных операций, причем его местоположение в цехе, разумеется, не меняется. Время переналадки станка «Агрегат 2» составляет 120 минут перед выполнением каждой из четырех операций.
По данным продаж и маркетинга максимальный рыночный спрос на продукты, выпускаемые заводом, распределяется следующим образом:
Продукт А – 40 штук в неделю Продукт Б – 80 штук в неделю Продукт В – 40 штук в неделю
Продукт А $180
Продукт Б $240
Продукт В $180 На схеме также показан максимальный рыночный спрос на каждый из продуктов фабрики (количество штук в неделю). Для производства единицы продукта А требуется по одной единице сырья ARM и CRM. Единица продукта Б требует по одной единице сырья ARM, CRM и ERM. Единица продукта В требует только одну единицу сырья FRM. Стоимость единицы сырья указана в долларах США на рисунке 1. В первой таблице указано количество имеющихся на заводе станков каждого типа и время перенастройки каждого из них на новую операцию. Таблица 1. Перечень оборудования и время переналадки Имеющееся на заводе оборудование Тип станка Время переналадки, мин Количество станков Агрегат-1 15 1 Агрегат-2 120 2 Агрегат-3 60 2 Агрегат-4 20 2 Агрегат-5 0 1
Завод работает по пятидневке – с понедельника по пятницу по 8 часов в день. Сверхурочная работа на предприятии не допускается. У завода на сегодня нет склада, поэтому объем производства ограничен еженедельными потребностями клиентов (завод не может произвести больше, чем способен «переварить» рынок). В следующей таблице указаны операционные расходы по эксплуатации станков каждого типа (ремонт, смазка, профилактика и т.д.). Эти суммы выплачиваются компании, обеспечивающей профилактическое обслуживание станков, в конце каждой недели, и включаются в себестоимость продукции.
Таблица 2. Операционные расходы по эксплуатации оборудования. Операционные расходы по эксплуатации оборудования, долл. США Станок Заработная плата работникам Накладные расходы Всего Агрегат -1 500 1500 2000 Агрегат -2 1000 1000 2000 Агрегат -3 1000 1800 2800 Агрегат -4 1000 2000 3000 Агрегат -5 500 700 1200 Всего затрат 4000 7000 11000
Не так давно на заводе прошло собрание персонала, на котором выступил генеральный директор и призвал всех работать более эффективно, добиваться большей производительности.
Мастер, отвечающий за работу многопрофильного станка Агрегат-2, получив энергетический заряд от руководства, решил разработать способ, который ликвидирует простои вверенного ему оборудования. Мастер подсчитал, сколько необходимых полуфабрикатов для продуктов A, Б и В может произвести его станок, и какую прибыль мог бы получить завод, если бы произвел и продал такое количество продуктов. Получив воодушевившую его сумму, мастер подготовил предложение о немедленном увеличении объемов снабжения его станка сырьем и материалами в целях значительного увеличения объема производства. "Сумасшедшие деньги просто валяются у нас под ногами, а мы просто не хотим их подобрать из-за нашего неумения и нежелания эффективно работать!" — вот основной лейтмотив его предложения.
Через несколько дней после собрания к директору завода пришел молодой инженер-технолог, которого директор несколько недолюбливал за рассеянный вид и взгляд. Вместо того, чтобы, по мнению директора завода, «летать по производственным цехам», оперативно «разруливать» аварийные ситуации, организовывать рабочие руки, если возникает необходимость очередного аврала, он частенько уходил в какой-нибудь тихий уголок и чего-то писал на бумажке. И вот накропал рационализаторское предложение: переоборудовать станок Агрегат-2 так, чтобы тот мог выполнять часть работы станка Агрегат-1. При этом все операции, в которых участвует станок Агрегат-1, сократятся на 1 мин., зато все операции станка Агрегат-2 увеличатся на 3 мин. На переоборудование двух станков Агрегат-2 нужно единовременно выделить 15 тыс. долл. Директор не поленился и подсчитал, что в результате при производстве по 1 шт. продуктов A, Б и В на станке Агрегат-1 будет выиграно только 3 мин., а на станке Агрегат-2 проиграно 18 мин. Таким образом, длительность производственного цикла увеличится на 15 мин.! Вне себя, директор уже готов вызвать нерадивого инженера, отчитать его и заставить заниматься делом, а не глупыми выдумками. После истории со странным предложением инженера-технолога коммерческий директор тоже решил включиться в процесс оптимизации работы завода. На собрании руководителей подразделений он отметил, что рост прибыли сдерживается не только ограниченностью производственных мощностей, но и невысоким спросом отечественного рынка на некоторые продукты завода. "Рынок полностью потребляет производимые нами продукты типа А и Б. Если бы мы могли найти для них новые рынки сбыта, то смогли бы производить их больше и получать больше прибыли!" Коллеги с одобрением отнеслись к предложению коммерческого директора. Зам. директора по маркетингу сказал также, что он слышал о том, что в Зимбабве есть спрос на продукты, которые производит завод. Он готов съездить в командировку туда и разобраться на месте. Разумеется, предложение было одобрено. Через две недели коммерческий директор вернулся чрезвычайно воодушевленный: "В Зимбабве замечательный рынок для наших продуктов Б и В! Они готовы покупать еженедельно 35 шт. Б и 25 шт. В. Никаких дополнительных затрат для нас! Они будут забирать продукцию у нас прямо с завода, как отечественные потребители, каждую неделю! Есть только одна маленькая проблема: Зимбабве — бедная страна, потенциальный клиент просит сбросить цены на треть. Но ведь и в этом случае мы будем иметь заметную прибыль! При этом есть твердая уверенность, что зимбабвийцы будут использовать нашу продукцию для своего внутреннего производства, а не спекулировать купленными у нас товарами на отечественном рынке". Директор, обдумывая предложение, посоветовался с рядом акционеров и выяснил, что любая дополнительная прибыль будет одобрена. После долгих колебаний директор решается выйти на собрание акционеров с предложением купить еще один станок Агрегат-1 за 300 тыс. долл. Это потребует удвоить количество рабочих, занятых на обслуживание и в операциях со станком Агрегат-1. Соответственно удвоятся операционные расходы. Акционеры потребуют информацию о том, когда окупятся инвестиции, и какую прибыль сможет приносить завод после этого.
Вопросы к заданию: • Какую максимальную прибыль может получить завод за неделю, если он удовлетворит рыночный спрос на продукты A, Б и В полностью? 22.465 $ в неделю• Способен ли завод удовлетворить этот спрос при условии работы в одну смену? Однозначно нет. В первый час работы не может быть произведено ни одного продукта. • Найдите оптимальный план производства продуктов A, Б и В за неделю, который обеспечит заводу максимальную прибыль. Какова эта реальная прибыль? Продукт А- 25 ед. Продукт Б-50 ед. Продукт В- 25 ед. Опер.расходы + сырье=18.500$ Прибыль – 2.500 $ в неделю• Определите, сколько процентов рабочего времени станок Агрегат-2 простаивает. • Принять ли предложение мастера или отклонить? Отклонить. • Остановить ли директора завода или правильно — пусть устраивает нагоняй инженеру-технологу? Директор прав. Часть операций Агрегата-2 можно переместить на Агрегат-5, который не требует времени для переналадки на выполнение других операций. • В случае выхода на новый рынок (Зимбабве) как необходимо изменить производственный план и сколько продавать зимбабвийцам? Зимбабвийцы просят снизить цены на треть, это невыгодно, потому что в таком случае прибыли не будет.• Найдите новый оптимальный план производства продуктов A, Б и В за неделю, который обеспечит заводу максимальную прибыль. Какова теперь та прибыль?
• За какое время окупятся инвестиции в покупку нового оборудования (Агрегат – 1)? (Найдите недисконтированный период окупаемости.) Сделайте расчет в двух вариантах: 1) завод отказался от предложения коммерческого директора выйти на новый рынок, т.е. продукцию можно поставлять только на отечественный рынок; 2) рынок Зимбабве доступен для продукции завода.
С уважением, Лобар Юлдашева
|