Формула, по которой можно судить о наличии рынка, очень проста. Снижаются цены, улучшается качество товаров и услуг – это признаки здоровых рыночных отношений. Идёт постоянный рост цен, нет улучшения качества товара и услуг – налицо отсутствие конкуренции, а если называть точно – это монополизм. Примеры здорового рынка у нас есть. Бытовая техника, электроника, средства связи и др. Снижение цен здесь видим на протяжении многих лет, несмотря на различные кризисы и другие «помехи». Но они единичны, к сожалению, да и монопольно подчинить этот рынок не удаётся просто физически: слишком огромен список производителей и ассортимент товаров. Примеров отсутствия рынка и проявлений монополизма гораздо больше. В первую очередь это поставщики жизненно важных товаров и услуг: энергетика, бензин, газ, ЖКХ, фармацевтика, транспорт, отдельные виды товаров, продуктов и так далее. Перечислять подробно нет необходимости: монополизм охватил почти всю экономику. В первом случае власть должна помогать всячески, а во втором вмешиваться для принятия различных и прежде всего законодательных мер. В этом её и главное предназначение. Раздача дотаций, финансовая поддержка, повышение зарплат и пенсий, чтобы как-то скрасить ущерб от ценового беспредела монополий, работа конечно нужная у правительства, но без устранения коренных причин этого явления, малоэффективна и непонятна. Все огромные усилия президента, правительства в социальной сфере в одночасье сводится насмарку, например, собранием совета директоров какого-нибудь гиганта-монополиста о повышении своих цен с такого-то числа и на такой-то процент. Как по цепной реакции в стране тут же происходит подъём цен во всех других отраслях экономики, скачок инфляции: ни кто не хочет отставать и терять в этой гонке цен. Только простому потребителю деваться некуда, противостоять он не может и вынужден отдавать из своего кармана. В такой бесцеремонный процесс перетока денег власть не вмешивается, объясняя это «рыночными отношениями». Ранее снисходили до объяснений зависимости от мировых цен, но теперь они смехотворны: мировые цены упали, а наши только чуть качнулись и снова поползли на прежние позиции, а по некоторым статьям превзошли и мировые. Какое же всё-таки реальное обоснование, что принципиального происходит в нашей экономике, чтобы каждый год так росли цены? Да ничего, кроме установившейся традиции и желания беспрепятственной материальной выгоды одного слоя за счёт другого. Какая-то не объявленная война, иначе назвать нельзя. Разве это рынок? Рыночные отношения между крупным бизнесом закончились, так и не начавшись (между собой они быстро договариваются), и переросли в своеобразные отношения между бизнесом и государственной властью. Ведь в принятии ценовых решений они, прежде всего, оглядываются на реакцию власти. Если она молчит и бездействует, то это воспринимается как сигнал к повышению, если начинаются какие-то волнения, движения, давление – ненадолго «ложатся на дно», выжидая благоприятный момент. Ненадолго: обстановка ими изучается постоянно. Вот такая игра в кошки-мышки. А вот наступление Нового года уже считается «законным» поводом для наценок, новым этапом и ждут его просто как амнистию для себя. Однако, не только частный бизнес, но и почти все государственные структуры давно превратились в монопольный бизнес. За пустяковые справки, оформление документов, всевозможные регистрации, переквалификации и прочее, цены совсем не похожи на цены, соизмеримые затратам. Плюс эти службы и структуры на свою деятельность полностью финансируются из госбюджета. Если в регионах сильный, самостоятельный, ответственный руководитель то и ценовое давление этих монополий немного удаётся сбить. Например, Тулеев А.Г., губернатор Кемеровской области, пытается что-то возможное делать для жителей своего региона. Если сравнивать с ними Забайкальский край, то ценовая статистика будет совсем другой. Вроде бы одна страна и одно экономическое пространство. Но это единичные примеры. Ни кто по большому счету не захочет связываться с произволом монополий: даже при огромном желании недостаточно прав, полномочий и законодательной базы. Многие законы пролоббированы, и имеют одностороннее преимущество только для крупного бизнеса. Существующие административные наказания неадекватны, но и их антимонопольные службы часто проигрывают в судах. Это уровень федеральный, правительственный. Для решения этой первостепенной задачи уже требуются жёсткие меры, без палки в России нельзя.
|