Советник по вопросам рекламы и PR |
|
Зарегистрирован: 27.08.05 16:19 Сообщения: 857
|
Оксана, вы правы, на объем продаж могут влиять несколько факторов (сезонность, изменение ценовой политики, активность менеджеров по сбыту, действия конкурентов и т.д.), часто они делают это все вместе. И реклама не может присвоить себе весь прирост объема продаж. Однако, чтобы оценить ее эффективность, используют как раз тот самый прирост (и в штуках, и в "манях"). Александр все правильно вам говорит: сравниваем "ДО" и "ПОСЛЕ" и кладем отчет на стол начальству.
Однако, бывают случаи, когда реклама носит не стимулирующий характер, а формирующий или поддерживающий имидж организации. В таком случае оценить эффективность рекламы весьма трудозатратно - нужно проводить масштабное медиаисследование (опрос с целью выяснения, изменила ли РК (рекламная компания) осведомленность респондентов (тех, кого вы выбрали из генеральной совокупности, и опрашиваете) о вашей организации и ее услугах, какие ассоциации вызывает название вашей организации, какие еще фирмы, занимающиеся теми же услугами, могут назвать ваши респонденты и т.д.). Но для оценки эффективности такой рекламы вам все равно нужно иметь результаты опроса ДО проведения РК.
Если РК, проводимая вами сейчас, носит стимулирующий характер, но рекламируемые товары/услуги приобретаются клиентами с некоторой задержкой (к примеру, вы продаете оборудование, которое нужно доставить от вашего поставщика вашему клиенту, а на это уходит достаточно много времени, РК ко времени оформления покупки уже давно прошла), то только по приросту объема продаж трудно судить об эффективности рекламы. В таком случае можно отследить динамику обращений клиентов в вашу фирму (до РК, во время и после нее). Я делала так - в рекламном сообщении указывала телефон, на котором "сидел" менеджер, регистрирующий звонки, поступающие не к конкретным менеджерам, а с общими вопросами (то есть звонки с явно первым обращением в компанию). Ну и еще попросила менеджеров сообщать о тех клиентах, которые "вернулись" к нам после длительного отсутствия. В общем, можно еще и так оценивать эффективность РК. Но этот подход годится для сферы B2B.
Если есть желание вникнуть глубже в суть вопроса, рекомендую вот эти книги: 1. [...] (эта основательная). 2. [...] (эта в 3 раза короче, но тоже очень толковая). После одной из них в медиапланировании вы станете как рыба в воде. Если совсем нет времени на ознакомление с теорией, пишите сюда, будем рады помочь. Только напишите, чем занимается ваша организация. Так разговор будет более предметным.
Еще... Иногда на первый взгляд кажется, что РК прошла неэффективно, но, возможно, ваши прямые конкуренты на полшага опередили вас со своей рекламой и "собрали сливки" несмотря на то, что в вашей рекламе и условия лучше и скидки больше. Просто ваша ЦА уже потратилась у них. Поэтому рекомендую мониторить конкурентов на предмет их рекламной активности (можно отследить периодичность проведения ими РК, чтобы в дальнейшем опережать их в "снятии сливок" , ну и примерно оценить их рекламный бюджет, и от каких медиа они со временем отказываются - тоже весьма полезная информация! ) По поводу медиа-носителей... Все зависит от вашей ЦА. Забрасываете удочку там, где водится ваша рыба. Исследования могут быть у рекламных агентств и должны быть у владельцев медиа (они все-таки кормятся за счет рекламодателей). По поводу составления графика выхода рекламы (для видео- и аудио- рекламных площадок, периодических изданий) разговор отдельный. Если нужно будет, объясню. Пока вот вкратце.
|
|