А.А. Матиташвили, руководитель департамента консалтинговых услуг ЗАО «МББ-Аудит» Опубликовано в журнале «Учет в торговле» № 10, октябрь 2010 г.
Крупные торговые центры продают товары в кредит. Причем, если в такой схеме продажи задействован банк, торговая организация уплачивает ему вознаграждение по сделке. А суммы оплаты банковских услуг признаются в расходах (письмо Минфина России от 19 августа 2010 г. № 03-03-06/1/561).
Схемы продажи товара в кредит Торговые организации могут продавать товары в кредит по двум схемам: с участием банка и без участия банка.
В первом случае продавец (торговая организация) и банк заключают между собой договор, предметом которого является кредитование банком покупателей, которые приобретают товары с частичной оплатой.
За данные услуги банк берет определенное вознаграждение. Удерживая его из суммы задолженности покупателя за товар, банк перечисляет на расчетный счет продавца не полную стоимость товара, а уменьшенную на сумму комиссии.
Еще один договор заключается между банком и покупателем. Это кредитный договор, согласно которому банк обязуется предоставить заемщику кредит в размере части стоимости товара. Банк оплачивает магазину товар за покупателя, а покупатель возвращает банку полученный кредит с учетом процентов, установленных кредитным договором (ст. 819 Гражданского кодекса РФ).
В данном случае при продаже товара в кредит фактически совершаются две сделки. Первая – между покупателем и банком (предоставление кредита). Вторая – между продавцом и покупателем (купля-продажа товара).
По второй схеме (без участия банка) торговая организация продает товар покупателю по договору с условием об отсрочке или о рассрочке платежа (ст. 488, 489 Гражданского кодекса РФ). Здесь имеет место одна сделка – купля-продажа товара.
Для торговой организации более выгодной является первая схема – с участием банка. Поскольку тогда продавец получает оплату за реализованный товар практически сразу. Меньшую часть стоимости товара вносит покупатель (обычно это 5–20% от цены), а оставшуюся часть – банк.
Бухгалтерский учет При продаже товаров на условиях рассрочки оплаты (или в кредит) выручка принимается к учету в полной сумме дебиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). В бухучете эта сумма отражается по кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет «Выручка»).
До момента оплаты товара покупателем он считается находящимся в залоге у продавца. Поэтому договорная стоимость товара учитывается у торговой организации по дебету счета 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные».
Правда, если товар продается в кредит с участием банка, кредитный договор составляется таким образом, что приобретенный товар является залогом, обеспечивающим возврат кредита (то есть он уже будет залогом у банка).
В этом случае торговая организация стоимость товара на счете 008 не должна отражать.
Налоговый учет На дату отгрузки товара покупателю продавец должен начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ).
Теперь что касается налога на прибыль. Если продавец применяет метод начисления, то условие о продаже товара в кредит (с оплатой в рассрочку) не влияет на порядок налогового учета доходов и расходов по данной операции, поскольку они признаются независимо от фактического движения денежных средств (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Поэтому в налоговом учете торговой организации на дату реализации товара в полной сумме одновременно признаются:
– доход от реализации товара;
– затраты по приобретению товара.
Если товар продается в кредит с участием банка, торговая организация, по нашему мнению, сможет учесть в расходах и сумму вознаграждения банка. Аналогичной позиции придерживаются судьи (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 июля 2009 г. № А33-5545/08).
Пример 1. ЗАО «Альфа» в сентябре реализовало в кредит с участием банка ноутбук за 70 800 руб. (в том числе НДС – 10 800 руб.). Покупатель заплатил 8 сентября наличными в кассу 20 800 руб. Остальную сумму должен перечислить банк, что он и сделал 13 сентября, переведя на расчетный счет ЗАО «Альфа» 45 000 руб., удержав свое вознаграждение – 5000 руб. Покупная стоимость ноутбука – 40 000 руб.
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета ЗАО «Альфа» отражает товары по покупным ценам. В налоговом учете организация применяет метод начисления.
В кредитном договоре, заключенном банком с покупателем, определено, что приобретенный товар является залогом, обеспечивающим возврат кредита.
В бухгалтерском учете ЗАО «Альфа» при продаже товара будут сделаны следующие записи.
8 сентября:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 20 800 руб. – поступили денежные средства от покупателя;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 50 000 руб.–– отражена задолженность банка;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41
– 40 000 руб. – списана покупная стоимость проданного товара;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 76
– 5000 руб.–– начислено вознаграждение банку;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 10 800 руб. – начислен НДС.
13 сентября:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 45 000 руб. – поступили на расчетный счет деньги от банка.
Учтите временные разницы Если торговая организация применяет кассовый метод, то доходы от реализации товаров признаются в налоговом учете по мере поступления от покупателей денежных средств (п. 2 ст. 273 Налогового кодекса РФ).
При этом оплаченные расходы в виде стоимости приобретенных товаров списываются в налоговом учете не полностью, а пропорционально признанной выручке.
В бухгалтерском же учете продавца при продаже товаров на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки оплаты, выручка принимается в полной сумме дебиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 9/99), а в составе расходов – полная стоимость проданных товаров (п. 6.2 ПБУ 10/99).
Таким образом, при кассовом методе на дату передачи товара покупателю у торговой организации возникают налогооблагаемая временная разница и отложенное налоговое обязательство (п. 12, 15 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»). Одновременно с этим возникают вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив (п. 11 и 14 ПБУ 18/02). › |
Пример 2. В сентябре 2010 года ООО «Рамос» реализовало с оплатой в рассрочку без участия банка телевизор за 82 600 руб. (в том числе НДС – 12 600 руб.).
Первоначальный взнос покупателя составляет 20 процентов от стоимости товара – 16 520 руб. Остальные взносы уплачиваются ежемесячно в течение восьми месяцев равными долями по 8260 руб. ((82 600 руб. – 82 600 руб. × 20%) : 8 мес.).
В соответствии с учетной политикой для целей бухгалтерского учета ООО «Рамос» отражает товары по продажным ценам. Величина торговой наценки за проданный товар составила 20 000 руб.
В налоговом учете ООО «Рамос» применяет кассовый метод. Покупная стоимость телевизора на момент реализации в полном объеме оплачена поставщику.
Продажа телевизора будет оформлена в бухучете ООО «Рамос» следующими проводками.
В сентябре:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 16 520 руб. – отражена выручка в размере первоначального взноса покупателя;
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90 субсчет «Выручка»
– 66 080 руб. (82 600 – 16 520) – отражена стоимость товара, подлежащего оплате в рассрочку;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41
– 82 600 руб. – списана стоимость проданного товара;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 42
– 20 000 руб.– сторнирована торговая наценка на проданный товар;
ДЕБЕТ 90 субсчет «Налог на добавленную стоимость» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 12 600 руб. – начислен НДС;
ДЕБЕТ 008
– 82 600 руб. – отражена стоимость товара, реализованного в рассрочку.
В сентябре доход от продажи товара составил:
– в бухгалтерском учете – 70 000 руб. (82 600 – 12 600);
– в налоговом учете – 14 000 руб. (16 520 руб. – 16 520 руб. × 18% : 118%).
Доход в налоговом учете меньше, чем в бухгалтерском учете, на 56 000 руб. (70 000 – 14 000). Эта сумма – налогооблагаемая временная разница, приводящая к образованию отложенного налогового обязательства на сумму 11 200 руб. (56 000 руб. × 20%).
Себестоимость реализованного товара составляет:
– в бухгалтерском учете – 62 600 руб. (82 600 – 20 000);
– в налоговом учете – 12 520 руб. (62 600 руб. × 20%).
Разница в сумме 50 080 руб. (62 600 – 12 520) – вычитаемая временная разница, которая обусловливает появление в учете отложенного налогового актива на сумму 10 016 руб. (50 080 руб. × 20%):
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 77
– 11 200 руб. – отражено отложенное налоговое обязательство;
ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 10 016 руб. – отражен отложенный налоговый актив. › |
При поступлении денег от покупателя отложенное налоговое обязательство и отложенный налоговый актив уменьшаются. В учете будет зафиксировано вот что.
В октябре 2010 года – мае 2011 года:
ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 62
– 8260 руб. – поступил месячный платеж от покупателя;
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 1400 руб. (11 200 руб. : 8 мес.) – уменьшено отложенное налоговое обязательство;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
– 1252 руб. (10 016 руб. : 8 мес.) – уменьшен отложенный налоговый актив.
В мае 2011 года:
КРЕДИТ 008
– 82 600 руб. – списана стоимость товара, реализованного в кредит с условием об оплате в рассрочку.
00]Важно запомнить Реализовав товар в кредит, продавец должен начислить НДС с выручки от реализации. Что касается налога на прибыль, то при методе начисления организация на дату продажи одновременно признает в учете в полной сумме доход от реализации товара и затраты на его приобретение. Если же используется кассовый метод, то на момент продажи можно признать лишь фактически полученную оплату и относящуюся к ней долю стоимости товара.
|