Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
Belyakov
  ERP – системы (новый подход)
СообщениеДобавлено: 21.04.11 15:49 

Зарегистрирован: 05.04.11 21:58
Сообщения: 9
Хочу предложить вашему вниманию новый подход к созданию ERP – систем (Enterprise Resource Planning System – систем планирования ресурсов предприятия).

Вначале расскажу о том, почему на май взгляд современные ERP – системы стали такими громоздкими и дорогими. Много лет назад Navision, например, была чисто финансовой системой, а 1C – чисто бухгалтерской программой. Но как в такой ситуации быть предприятию? Во-первых, информацию приходится дублировать, а во-вторых, для целей экономического анализа ее надо брать из разных баз данных.

Тогда казалось вполне логичным иметь одну программу и одну базу данных для учета и планирования ресурсов предприятия. На тот момент это было, безусловно, лучше, чем экспорт и импорт информации через текстовые файлы из одной системы в другую. Поэтому системы развивались и обрастали новыми функциями – у бухгалтерских программ появился оперативный учет и средства экономического анализа, а у финансовых программ – добавились учетные функции. И конечно вместе с ростом функционала росла их цена. Сейчас ERP - системы превратились в таких “монстров”, что нужна “рота” сертифицированных консультантов, чтобы разобраться с ними.

Они стали слишком громоздкими, чтобы выжить в современном мире информационных технологий. В течение последних двадцати лет программирование стало объектно-ориентированным, а затем очень быстро превратилось в компонентно-ориентированное. Даже самая гениальная команда разработчиков любой современной ERP – системы не сможет конкурировать с огромным количеством независимых разработчиков и фирм, создающих отдельные компоненты из которых как из кубиков предприятие сможет самостоятельно (без привлечения консультантов) собрать свою ERP – систему. Экономисты это называют эффектом от разделения труда.

Здесь могут возникнуть возражения – мол, у нас вся система разбита на модули и мы предлагаем заказчику модульное внедрение нашей ERP – системы. Модульное внедрение ERP – систем и компоненты – это далеко не одно и то же. Уточню, что я понимаю под компонентом. Какой-то независимый разработчик (допустим на Си) создает компонент позволяющий строить отчеты и продает его. Другой разработчик использует компонент в своей бухгалтерской программе, написанной на другом языке. Компонент для него – “черный ящик”, у которого известно только, что должно быть на входе и что он получит на выходе. Компонентно-ориентированными системы планирования ресурсов станут тогда, когда станет возможным взять любой модуль из 1С, другой модуль из SAP, а третий из Axapta и собрать из них ERP – систему. Нет и никогда не будет системы управления предприятием, которая во всех отношениях лучше других систем. У одних систем лучше сделан бухгалтерский учет, у других финансовый анализ у третьих складской учет и анализ остатков. А значит надо дать возможность клиенту выбрать, что он возьмет из одной системы, а что из другой.

Я по образованию экономист и моя работа заключалась в том, чтобы просчитывать эффективность принимаемых руководством решений, т.е. чтобы эффект от предполагаемых вложений превышал сумму капитальных и текущих затрат. Купить систему, которая позволит автоматизировать всю систему управления предприятием – звучит заманчиво, но за такие деньги и с непонятным результатом – абсолютно не реально. Поэтому приходилось выкручиваться самому и использовать то, что уже есть (на что уже были потрачены деньги), а чего не хватает дописывать самому и встраивать в то, что есть. Но я тоже “не семи пядей во лбу”, чтобы отлично разбираться в своей предметной области (экономика, финансы, бухгалтерия) и одновременно с этим знать все существующие средства разработки (ABAP/4, Axapta X++, 1С, FoxPro, Атлантис и т.д.). Поэтому я не переделывал “то, что есть”, дописывая и исправляя, а писал отдельные самостоятельные модули, которые напрямую обращались к уже существующим данным.

Так и родился подход к созданию по настоящему модульной системы планирования ресурсов предприятия, который я хочу предложить вашему вниманию. Перечислю его основные принципы:

1. Большая задача управления ресурсами предприятия разбивается на много самостоятельных независимых маленьких задач. При этом каждая задача привязывается к конкретной выполняемой специалистом предприятия работе (планирование продаж, анализ дебиторской задолженности, формирование плана производства и т.д.).
2. Имеющиеся программное обеспечение используется по тем трудовым операциям, по которым оно удовлетворяет потребности менеджеров предприятия.
3. Решая проблему по частям, сначала выбираются те трудовые операции, автоматизация которых дает быстрый и ощутимый экономический эффект.
4. На каждую операцию или группу схожих операций разрабатывается отдельный программный компонент (“Виртуальный специалист”), который взаимодействует с имеющимся программным обеспечением и с другими подобными ему компонентами (“Виртуальными специалистами”).
5. Координация бизнес процессов при этом осуществляется не при помощи единой базы данных, а при помощи протоколов (соглашений) о составе и структуре данных на входе и выходе “Виртуального специалиста”. База данных может быть и единой, но это не является обязательным условием.

Как должен быть устроен “Виртуальный специалист”, чтобы легко встраиваться в сложившуюся на предприятии информационную систему, чтобы не надо было переписывать программу с нуля под каждое конкретное предприятие?

Я предлагаю традиционную трехуровневую структуру:

1. уровень доступа к данным (на рисунке – провайдер данных);
2. уровень бизнес логики (на рисунке – виртуальный специалист);
3. уровень пользовательского интерфейса.

Провайдер данных – это программа, которая преобразует данные из внешнего источника в формат, с которым работает “Виртуальный специалист”.
Изображение
При такой структуре компонента, предприятие подбирает только провайдер данных, все остальное остается неизменным. Хотя все остальное, при желании, тоже можно поменять. Можно переделать под свои стандарты пользовательский интерфейс или добавить специалисту дополнительные функции. Все элементы компонента можно менять независимо друг от друга единственное, что остается неизменным – это протокол (соглашение о составе и структуре данных, при помощи которых они взаимодействуют).

В чем польза для бизнеса идеи “Виртуальных специалистов” и почему данный подход будет дешевле существующих ERP – систем? Когда руководитель предприятия берет на работу обычного (не виртуального) специалиста, например, экономиста, он не обязан одновременно вместе с ним взять на работу маркетолога, снабженца, администратора баз данных и т.д. И уж тем более руководитель не обязан брать всех специалистов в одном месте, например, в одном кадровом агентстве. Каждый отдельно взятый хороший специалист для руководителя представляет ценность, потому что прямо или косвенно приносит доход. Конечно, всегда есть нерадивые работники, которых надо увольнять, но из-за одного нерадивого работника никто не будет увольнять всех остальных. А теперь на минуту предположим, что на предприятии работают не реальные, а виртуальные специалисты. Что предлагают нам современные ERP - системы? Уволить всех специалистов и набрать новых (набрать можно только в одном месте) - ну, например, в SAP. А у SAP, как у любой системы, есть удачные и неудачные модули. Причем удачные для одного предприятия, могут оказаться неудачными для другого предприятия.
Я предлагаю разрабатывать маленькие самостоятельные модули, которые выполняют конкретные трудовые функции: анализ дебиторской задолженности, расчет доли рынка и т.д. Такие модули могут разрабатывать миллионы независимых разработчиков. Например, у кого-то возникла идея, как лучше всего делать прогноз продаж для хлебозаводов и он может реализовать свою мысль в виде отдельного компонента ("Виртуального маркетолога хлебозавода"). Или другой пример – планирование закупок в торговой организации и на производственном предприятии сильно отличаются. Поэтому должно существовать много разновидностей "Виртуальных снабженцев". Согласитесь, что для руководителя предприятия, который знает цену деньгам гораздо естественнее приобрести маленькую недорогую программу (специалиста), которая будет делать то, что на данный момент ему больше всего не хватает. Или даже так, вместо того, чтобы брать дополнительного "реального" специалиста и платить ему каждый месяц 20 тыс. руб. - купить один раз программу за те же деньги, которая выполняет аналогичную работу лучше человека.

Концепция “Виртуальных специалистов” даже шире концепции ERP – систем. Например, “Виртуальный маркетолог”, как и реальный, может делать не только прогноз продаж, но и анализ покупателей, а это уже CRM – система. Любую офисную работу, которая связана с работой на компьютере и выполнением четких регламентов, можно автоматизировать (создать виртуального специалиста). Кроме перечисленных специалистов можно сделать виртуального энергетика, бухгалтера, администратора баз данных и т.д. Но чтобы они действовали коллективно – мы с вами должны договориться о протоколе их взаимодействия.
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2024