ОБЩЕСТВО И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ.
Значительный дефицит справедливости и равенства в обществе некогда <окончательно и бесповоротно> победившего социализма самым естественным образом вписывается в длинный ряд, неизменно преследующих борцов за социальную справедливость, многочисленных неудач, фатальная неизбежность которых создает прецедент существования правила без исключения. Причину заведомой обреченности всех попыток построения общества всеобщего благоденствия должна была бы выяснить такая общественная наука, как политическая экономия. Между тем многочисленные угодливые толкователи своевольных действий практиковавших в недалеком прошлом строителей социализма, уже давно источившие, без какой бы то ни было общественной пользы, все свои недостающие зубы о гранит пролетарской политэкономии, утверждают сейчас, что такой науки, дескать, не существует вовсе. С этим, довольно запоздалым и большей частью вынужденным признанием нельзя не согласиться. Действительно, разве можно представить себе пролетарскую физику или, скажем, буржуазную математику? Вот так и политическая экономия, являясь одной из ведущих общественных наук, должна выяснить хотя бы принципиальную возможность благополучного разрешения многочисленных противоречий в человеческом обществе к нашему всеобщему, а не только пролетарскому, удовольствию.
В качестве решающего средства гармонизации общественных отношений последователи социалистической и коммунистической идеи видят исключительно внеэкономическое распределение материальных благ. Да и все остальные разновидности борцов за социальную справедливость не отличились в этом отношении большой оригинальностью, не сумев на протяжении своей более чем продолжительной деятельности предложить более действенное средство совершенствования общественной организации кроме, пусть и высокоорганизованной, но благотворительности. Представляется в высшей степени целесообразным выяснить влияние внеэкономического распределения на характер общественных и экономических отношений в зависимости от его доли в совокупном результате общественного производства. Тем самым предоставляется заманчивая возможность найти такую степень его использования, которая позволит раз и навсегда осуществить заветную мечту человечества о справедливой общественной и экономической организации.
Применительно к обществу, в котором господствует частная собственность на средства производства, внеэкономическое распределение можно разделить на несколько характерных областей.
Первая их них имеет четко определенное начало в виде своего нулевого значения. Полный отказ от использования внеэкономического распределения предоставляет частным собственникам неограниченную экономическую свободу. Как следствие мы получим быстрое и невиданное по своей глубине имущественное расслоение общества, социальные потрясения, распространение насилия, деградацию всех сфер человеческой деятельности, территориальное разобщение. То есть, отсутствие какого бы то ни было внеэкономического распределения практически исключает возможность продолжительного устойчивого существования любой независимой человеческой общности. Именно централизованное распределение определенной части материальных благ является той самой действенной уздой, которая не позволяет частным собственникам в их безоглядной погоне за наживой перешагнуть ту невидимую грань, за которой общественные и экономические отношения быстро приобретают явно выраженные признаки полномасштабного неуправляемого самопроизвольного процесса. Вот так неограниченная экономическая свобода тотчас оборачивается огромными бедствиями для допустившего ее общества, завершаясь, в конечном счете, самопроизвольным его распадом. По мере увеличения доли внеэкономического распределения и в полном соответствии с ним степень устойчивости общества будет возрастать, а общественно-экономические отношения будут приобретать характер свойственный капитализму периода первоначального накопления капитала. Первая область продолжается до некоторой условной границы, тотчас за которой обеспечивается минимальная приемлемая степень устойчивости отдельной независимой человеческой общности.
Вторая область, следовательно, с минимальной приемлемой степени устойчивости общества начинается. Она включает в себя <гуманный и демократический> капитализм, упираясь далее в невидимый, но ощутимый экономикой барьер, за которым начал давать значительные сбои хваленный производственный механизм Швеции. То есть, вторая область внеэкономического распределения ограничивается некоторым своим значением, за которым начинается минимальная недопустимая степень использования административных методов управления экономикой.
Третья область, следовательно, с минимальной недопустимой степени использования административных методов управления экономикой начинается. По мере дальнейшего увеличения доли внеэкономического распределения, начиная с некоторого ее значения, в сферу централизованного распределения будут постепенно переходить и средства производства. В результате мы получим возрастающие степени недоразвитости капитализма, затем неразвитости, добравшись, может быть и не совсем благополучно, до внеэкономического распределения всего совокупного результата общественного производства. Это будет не что иное как система тотального централизованного распределения, полностью исключающая существование членов общества и субъектов производственной деятельности, имеющих независимые от господствующей власти источники доходов.
Преимущественное использование первой области внеэкономического распределения относится к ранним, диким и необузданным формам <первобытного> капитализма, существовавшего в то время, когда общество еще только приходило к пониманию необходимости ограничения своевольной деятельности частных собственников. Только посредством насилия можно сохранить его целостность, степень жестокости которого должна возрастать по мере увеличения степени экономической свободы. Быстрое разорение мелких и средних предприятий, образование гигантских, вплоть до отраслевых, монополий значительно снизят роль и значение товарно-денежных отношений, заменив их со временем централизованным распределением всего совокупного результата общественного производства. То есть, обеспечиваемая насилием полная экономическая свобода окажется, в конечном счете, системой тотального централизованного распределения.
Вот так две крайности в экономических отношениях: полная экономическая свобода и полное отсутствие таковой всегда сойдутся в одном и том же, замкнувшись на нищете, деградации и разобщении.
Избежать до настоящего времени осуществление многочисленных неблагоприятных предсказаний и прямо-таки мрачных пророчеств о неизбежном разложении и гибельном распаде капиталистическому обществу позволил переход к достаточному использованию внеэкономического распределения материальных благ. Об этом свидетельствует существование второй его области, в пределах которой только и обеспечивается возможность более или менее устойчивого существования основанного на частной собственности общества.
В третьей области внеэкономического распределения любая независимая человеческая общность оказывается, как правило, во времена тяжелых испытаний, когда значительно ограниченные возможности общественного производства вынуждают отводить централизованному распределению значительную часть его совокупного результата. Не всегда, однако, пребывание в ней является следствием возникших трудностей. Иногда они сами оказываются обусловленными необоснованным избыточным использованием внеэкономического распределения в тех случаях, когда общество необдуманно сворачивает на дорогу, вымощенную благими намерениями наиболее одержимых борцов за социальную справедливость.
Можно с достаточной степенью уверенности утверждать о существовании значительной зависимости общественной и экономической организации независимых человеческих общностей от степени использования внеэкономического распределения материальных благ, вплоть до проявления взаимного однозначного соответствия между ними. Внеэкономическое распределение оказывает определяющее влияние на характер общественно-экономических отношений, изменяя их в самых широких пределах: от форм присущих неуправляемому самопроизвольному процессу, до - свойственных системе тотального централизованного распределения. Наиболее предпочтительной является вторая его область, в которой имеется явно выраженный оптимум, придающий несправедливости и неравенству в человеческом обществе некоторый налет гуманности и демократичности. То есть, в условиях господства частной собственности на средства производства внеэкономическое распределение не позволяет получить модель общественного устройства, превосходящую по степени совершенства ее общественной и экономической организации <гуманный и демократический> капитализм. Не приходится даже говорить об общественных и экономических отношениях, которые хотя бы отдаленно соответствовали многочисленным описаниям несравненных достоинств таковых в социалистическом или коммунистическом обществе.
Налицо очевидная недостаточность самого внеэкономического распределения, предопределяющая ограниченность идеи социалистической и призрачность коммунистической. Это означает, что любое конкретное значение его доли не может быть ни социалистическим, ни коммунистическим, несмотря на то что одноименные идеи нашли свое выражение в преимущественном использовании соответствующих его областей. Тем самым исключается возможность существования особых социалистических или коммунистических общественно-экономических отношений. Вот так и благостное намерение использовать заманчивую возможность, выискав такую степень внеэкономического распределения, которая позволила бы раз и навсегда устранить несправедливость в человеческом обществе, тотчас оказалась полностью несостоятельной.
Таким образом, использование оптимальной степени внеэкономического распределения материальных благ в условиях господства частной собственности на средства производства определяет возможный максимум качества общественной и экономической организации независимых человеческих общностей в виде <гуманного и демократического> капитализма. Это свидетельствует о недостаточности средств используемых борцами за социальную справедливость для достижения своей цели. То есть, возможность дальнейшего совершенствования общественной и экономической организации независимых человеческих общностей необходимо искать в области экономического распределения.
|