Управлять страной - значит, выявлять ключевые проблемы, объявлять при необходимости чрезвычайное положение и ставить исторические цели.
Последние 50 лет, т.е. после смерти И.В. Сталина, Россия двигается по инерции и живёт исключительно за счёт того СССР и той дореволюционной России.
Толчок оказался солидным - его хватило на целых полвека, но интересно было бы знать: будем ли мы начинать самостоятельную жизнь?
И получится ли это в виде Российской Федерации?
Одиннадцать лет, прошедшие с момента развала СССР, показали, что возникшие на обломках Союза <независимые государства> являются не только чрезвычайно зависимыми (например, РФ - от мировых цен на нефть), но ещё и недогосударствами.
Россия сегодня осталась без страны в буквальном смысле слова. А РФ таковой стать не может - это по всем статьям неудавшаяся с позиции тысячелетней традиции страна, стремительно скатывающаяся на задворки истории.
Что такое сегодня Российская Федерация в мире?
Воспользуемся данными доклада советника Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова, который тот сделал 17 декабря 2002 года в рамках проекта Фонда комплексных прикладных исследований <Ускоренный экономический рост>. Эти данные также важны и потому, что А. Илларионов является безусловным сторонником не только продолжения, но и усиления либеральных реформ. Вряд ли его можно заподозрить в служении <российскому империализму> и <великодержавности>.
Доля России в мире составляет по территории 11,5%, по населению - 2,32%, по паритетной покупательной способности - 1,79%, по ВВП по соотношению валютных курсов - 1,1% (для сравнения ВПП США составляет около 21 %). По мнению советника, вывод здесь может быть только один: история человечества не знает прецедентов, когда сколь-либо долгое время сохранялся такой гигантский разрыв между <территориальным могуществом> и экономической <ничтожностью> - либо начинает расти ВВП, либо происходит приведение в соответствие территории страны, населения и ВВП, т.е. происходит фактический распад страны и потеря независимости[i].
У России, по мнению А. Илларионова есть три сценария развития в ближайшие десятилетия.
При темпах среднегодового прироста ВВП на 8% (т.е. при <амбициозных>, по В.В. Путину, темпах роста) мы сумеем догнать сегодняшнюю Португалию (самую бедную страну ЕС, никогда не имевшую космической, авиационной, атомной промышленности и пр. по ВВП на душу населения в 2024 году, при темпах в 6,5% (названных Илларионовым "инерционными", характерными для 1999-2001 годов) - в 2037-38 году, при темпах в 4,4% (прогноз Минэкономразвития на ближайшие два года) среднестатистический россиянин жить на уровне португальца не будет никогда.
Теперь ещё ряд цифр и показателей, которые приводят другие исследователи.
Производительность труда в России составляет не более 12 % от уровня США и, следовательно, на производство того, что в США делается за час, мы тратим 8 часов.
Доля машин и оборудования в экспорте России занимает сегодня не более 12 % - остальное приходится на сырьё. Наше реальное место в мире по уровню конкурентоспособности промышленности - 44-е. Мы на немного, но обогнали
[...] (Африка) и Венесуэлу (Латинская Америка), идущих следом (См. комментарий экономиста В.В. Миронова: < По данным одного из новых докладов UNIDO, который посвящен индустриальному развитию стран мира, мы находимся только на 44 месте в мире по уровню конкурентоспособности промышленности среди 87 стран (на первом-шестом местах находятся Сингапур, Швейцария, Ирландия, Япония, Германия и США). А ведь промышленность - ключевая сфера, определяющая уровень научно-технического развития всей экономики. Правда UNIDO в своем докладе использует достаточно формальные критерии, но, тем не менее, два из четырех критериев связаны с долей высокотехнологичной продукции в экспорте и в добавленной стоимости в промышленности на душу населения. По этому индексу мы опережаем
[...] и Индию (там много населения живет), но находимся позади большинства высоко- и среднеразвитых стран. За нами идут только такие страны, которых мы никак не можем отнести к передовикам научно-технического соревнования (на 45-47 местах, т.е. сразу вслед за нами Тунис, Венесуэла и Чили, на последних местах в списке - Гана и Эфиопия)[ii].
Продолжительность жизни мужчины в России - составляет неполные 59 лет - ниже, чем в Египте (Африка) и Боливии (Латинская Америка). Сравните 77 лет и 4 месяца в Японии, 77 лет в Швеции, 75 - в Великобритании, 74,5 - во Франции, 74,4 - в Германии, 74 - в США. При этом надо учитывать то, что в конце 60-х годов в СССР благодаря развитию советской медицины продолжительность жизни достигла уровня ведущих западных стран.
Федеральный бюджет РФ составляет в 2003 году 70 млрд. долларов. Это ровно в 30 раз меньше федерального бюджета США и в 5 раз меньше военного бюджета США этого же 2003 года. Получается, что РФ составляет 1/5 от армии США. Хотя, конечно, и в 2 раза больше бюджета одного города Нью-Йорка.
Внешний долг составляет 200 млрд. долларов - а, самое ужасное, внутренний долг, начиная с конфискации сбережений советских граждан на сберкнижках в 1992 году, фактически вообще не учитывается и как бы не существует.
Если <сложившийся режим воспроизводства населения> в соответствии с удачной формулировкой почти официального (тесно работает с Минтруда и социального развития России) демографа страны Л.Л. Рыбаковского сочетает в себе <европейскую рождаемость и африканскую смертность>[iii], то сложившаяся мощна РФ характеризуется не только исключительно сырьевыми доходами и преимущественно долговыми расходами, но и полной зависимостью от мировых цен на нефть.
При этом из Российской Федерации ежегодно вывозятся только в валюте десятки миллиардов долларов, не считая гигантских косвенных вывозов национального богатства через эмиграцию наиболее квалифицированных и самостоятельных граждан - через <утечкую мозгов>, через толлинг, низкие цены на энергию и товары и др.
Трудно придумать что-нибудь более несуразное, чем сегодняшняя Российская Федерация.
Экономически мы, уничтожая собственное население, кормим весь мир, а политически не влияем уже не только на страны ближнего зарубежья, но и на собственные регионы - на те же Чечню, Калининград и Дальний Восток.
Неудивительно, что мы сегодня страна - которая экономически открыта, даже <откупорена> извне и подвергаемся воздействиям всех сторон глобализации, а политически мы абсолютно закрыты и сведены к делу нескольких <семей>.
Эта преступная несуразность ведёт к превращению страны в пятиразрядную <державу>, жить в которой становится опасно и абсолютно некачественно.
<Растущее число заболеваний туберкулёзом является ещё одним индикатором упадка российской дееспособности охранять здоровье населения По оценкам Красного Креста в Российской Федерации ежегодно заболевает туберкулёзом 130 тыс. новых человек и 30 тыс. человек в этой стране ежегодно умирает от этого заболевания. Уровень поражённости туберкулёзом в РФ оказывается выше, чем в Китае, Бразилии или Мексике, в три раза выше по сравнению с Европой и в 10 раз выше по сравнению с США или Канадой.
А это уже цитата из самого последнего (конец 2002 года) скрупулёзного исследования знаменитой РЭНД-корпорации под красноречивым названием <Оценивания упадок России: тенденции и состояния для США и ВВС США>.
В этой книге, как указывают авторы во введении, будут рассмотрены <ключевые факторы упадка России и то, как продолжающееся ухудшение может привести к кризисам в том смысле, что это напрямую задевает интересы США Также будет представлен набор мыслительных сценариев возможного развёртывания событий в таком направлении, когда США будут вынуждены реагировать применением военной силы >[iv].
Всё это, по мысли авторов, чрезвычайно актуально.
Ведь <сегодня Россия поставляет новые угрозы США и их союзникам. Речь идёт не о традиционных угрозах, которые обычно укоренены в военной мощи противника, а о гораздо более аморфных опасностях, порождаемых военным, политическим и социальным упадком в этом стратегически важном государстве. Эти опасности прямо и косвенно, но всегда чувствительно затрагивают интересы США и даже предполагают возможность того, что в один прекрасный день Вооружённые Силы США будут призваны к действию в самой Российской Федерации или где-то рядом с ней> (стр.1).
И хотя авторы любезно констатируют, что <Россия пока что ещё в полной мере не может быть описана как <несостоявшаяся> или <разваливающаяся> страна ("failed" or "failing" state), в ней присутствует несколько важных признаков развала государства>. И далее указывается на продолжающееся ослабление власти государства и децентрализацию страны, на превращение криминала в бытовое явление экономической жизни, на ухудшающееся количество и качество населения, на неуправляемость армии, на неспособность нормального функционирования транспортных инфраструктур и промышленности, включая атомные электростанции (стр. 3 - 4).
Здесь необходимо заметить, что <несостоявшееся государство> ("failed" or "failing" state) является не случайной художественной фразой-находкой авторов, а устоявшимся термином международной политики и права, который обозначает страны, неспособные сами собою управлять и требующие безусловного вмешательства <мирового сообщества>.
Для иллюстрации достаточно сослаться на речь министра иностранных дел Великобритании Джэка Строу 6 сентября 2002 года, специально посвящённую таким неполноценным государствам.
В этой речи господин министр последовательно проводит одну только мысль: после 11 сентября 2001 года развитым государствам следует ещё в большей степени брать на себя бремя заботы по поводу тех стран, которые оказались не в состоянии организовать дееспособное центральное правительство - <как на значительной части территории Африки или как на Балканах в начале 90-х>. Ведь это те страны, указал господин министр, ссылаясь на Томаса Гоббса, которые находятся как бы в <диком природном состоянии>, в состоянии хаоса и в которых <непрекращающийся страх и опасность насильственной смерти> делает жизнь <одинокой, бедной, отвратительной, зверской и короткой>. Но, к счастью, есть ООН, НАТО или ОБСЕ, которые при необходимости всегда могут помочь решить проблемы этим неудавшимся государствам[v].
В рамках новейших подходов <развитых стран> все эти государства-неудачники теперь рассматриваются в качестве не более чем отдельных несостоятельных предприятий и должны, соответственно, банкротиться и подпадать под внешнее управление (см. на эту тему неплохой очерк публициста Игоря Федюкина <(Монтеррейский консенсус. Очерки нового мирового порядка>, опубликованого в Полит.Ру 25.03.2002, -
[...]).
И сегодня нам, жителям Российской Федерации, следовало бы задуматься: а не довели ли мы свою страну уже до состояния как раз такого такого неудавшегося государства?
Сравнения РФ с США могут быть оспорены по разным основаниям.
Но что делать с динамикой развития Китая, в котором на фоне нашего упавшего за последние десять лет как минимум в 4 раза ВВП рост - не упадок - ВВП за последние 20 лет составил 5,5 раза и достиг 1,13 трлн долл. (6-е место в мире), а рост ВВП на протяжении 90-х годов составлял в среднем 10,3% в год (за этот период ежегодный прирост ВВП в США составил 3,5%, в 2001 году его объем достиг 9,8 трлн долларов, а средний российский <рост> ВВП составил - (минус!) 3 %).
Не случайно в том же (уже упоминавшемся выше) докладе советника Президента РФ по экономическим вопросам Андрея Илларионова было указано, что у нас под боком растет экономический гигант. Если в 1978 году китайский ВВП был на 15% меньше российского (не советского), то сегодня он уже превышает его в шесть раз. По такому показателю, как ВВП на душу населения, Китай быстро догонял Россию, начиная с 1987 года (тогда, по расчетам Илларионова, мы приблизились к 8 тыс. долларов ВВП на душу населения, он рассчитывает ее по паритетной покупательной способности - ППС - в долларах 1993 года) до 1998 года, когда две кривые начали ползти вверх почти параллельно, достигнув к 2001 году в России примерно 5 тыс. долларов - здесь Россия примерно равняется Турции и несколько опережает КНР - примерно 4 тысячам долларов. Но численность населения Китая составляет 1, 3 млрд. человек, или 21% общемировой и эти 4 тыс. долларов надо умножать ещё и на эту численность населения, а не на нашу, уменьшающуюся с каждым годом не менее чем на 0,8 млн. человек. При этом данный показатель для США примерно в 15 раз выше, чем в России.
Впрочем, больше не будем приводить ужасные цифры и констатировать ущербное состояние РФ.
Тем, кто хочет получить фундаментальный и исчерпывающий анализ нашего ничтожного состояния на самое начало 21 века, рекомендую изучить работы многочисленных исследователей.
Но важны не столько отдельные данные и <страшилки>. Данные всегда можно оспорить и уточнить, показать их относительность, частный характер и т.п.
Сегодня невозможно оспорить главное - это неслыханную разруху страны да ещё без войны, это невиданное унижение России, её полную неспособность не только свободно действовать в мире, но и просто оказывать влияние на кардинальные процессы во вне и внутри.
В предисловии к книге <Мир без России> О.А. Арин пишет: < Россия потеряла статус великой державы, перестала быть центром <силы> и мировым полюсом, определяющим структуру международных отношений. Следствием этого является тот факт, что развитие международных отношений, основные мировые тенденции, например, пресловутая глобализация, происходят без участия России.
Россия перестанет (фактически уже перестала) оказывать влияние на ход мировых событий>[vi].
Здесь я пока остановлюсь.
Можно иметь разные точки зрения на то, являемся ли мы ещё мировой державой или уже навсегда являемся ничем и никем. Можно просто тут никаких точек зрения не иметь. Не всем же быть исследователями и учёными.
Но одного нельзя - не самоопределять себя как личность и как страну.
Сегодня окончательно стали бессмысленными разделения по идеологиям. Ни либерализм, ни коммунизм, ни консерватизм и прочие <-измы> в наше время не имеют никакого отношения к будущему России. Мы окончательно перешли в эпоху не только посткоммунизма, но и постлиберализма.
Сегодня возможны всего два самоопределения и две <партии>.
Первое самоопределение - тех, кто, уверен, что мы наконец-то становимся <нормальной страной> и надо перестать что-то там строить из себя особенное, корчить самобытность и выискивать некие пути, надо активно <интегрироваться в развитый мир>.
Второе самоопределение - восстанавливать Россию как мировую державу.
-------------------------------------------------------------------------------
[i] Также см.: <Среди великих держав Россия была единственной страной, которая не развивалась, а разрушалась (за предыдущее десятилетие объем промышленного производства упал более чем наполовину). Среднегодовое падение ВНП было равно -6,1%. Другими словами, Россия выпала из разряда великих держав, откатившись не то что на сто, а на двести лет> - в главе "Конец XX века: Россия на дне> из книги доктора исторических наук О.А. Арина <Двадцать первый век: мир без России>(2001). В этой главе представлены достоверные цифры того, где мы сегодня на самом деле находимся. Также осенью 2002 года была издана объёмная <Белая книга>, состоящая из одних только данных о социально-экономическом положении Российской Федерации и, к несчастью, видно как оно крайне неприглядно сегодня.
[ii] 10 декабря 2002,
[...][iii] Рыбаковский Л.Л. <Десятилетие депопуляции в России> -
[...][iv] Olga Oliker, Tanya Charlick-Paley. Assessing Russia's Decline: Trends and Implications for the United States and the U.S. Air Force.: - стр. 8 - 9 -
[...] .
[v] Failed and Failing States. A Speech given by Foreign Secretary Jack Straw at the European Research Institute, University of Birmingham, at 12pm on Friday 6 September 2002. -
[...] .
[vi] Москва, ЭКСМО, Алгоритм, 2002, стр.7. См. также книги О.А. Арина <Двадцать первый век: мир без России> (2001).