Здравствуйте. Хочу ознакомить Вас с моими статьями...Как защитить авторский текст?
Где заканчивается рерайтинг и начинается плагиат?
Какую роль играет в этом процент уникальности текста?
Какими доказательствами подтвердить свое авторство?
Об этом и не только в статье Ольги Чобитько «О копирайте замолвите слово»
[...]Пока готовилась к вебинару «Подводные камни инфобизнеса», прилетели ко мне вот такие вопросы от Елены:
«Если мой текст украли, то как всё же мне доказать, что это мой текст? Куда обращаться при плагиате? Как доказывать? Какие доказательства нужно иметь?»
О способах защиты авторских прав написано много, но раз задают вопрос, значит, есть смысл рассказать еще раз, может быть мое изложение Вам понравится больше.
Коль скоро авторское право на литературное произведение возникает по факту его создания и не требует какой-либо регистрации, то исходя из текста закона, достаточно указать имя автора и первоначально указанное лицо будет считаться автором произведения. Можно разместить знак охраны авторского права ©, имя автора или иного правообладателя, а также год опубликования произведения. Рекомендуется сделать это рядом с каждым произведением, правообладателем которого вы являетесь.
Без права на копирование
Размещая произведение в сети интернет автор, по сути, доводит его до всеобщего сведения, а технологическая простота заимствования и копирования материалов позволяет отдельным недобросовестным лицам не только использовать обнародованные таким образом произведения, но и изменять имя автора, а также дату публикации при наличии необходимых технических навыков.
Повсеместная распространенность этого явления в сети Интернет заставляет авторов сразу при создании произведения, до момента публикации задумываться над вопросом защиты своих прав, особенно тогда, когда это является их средством заработка.
Меры по защите от копирования
Меры по защите от копирования как уверяет википедия, и у нас есть все основания с ней согласиться, принято делить на три вида: организационные, технические и юридические.
К числу организационных мер может относится, например: ограничение доступа к полной версии произведения, которое становится доступным при выполнении условий указанных в правилах использования произведения на ресурсе, где он размешен или в специальных программах (если таковые используются), частичная публикация произведения, пробные версии (если речь идет о программах), уменьшенные копии (если речь идет о фотографиях) и т.д. Техническими мерами (запрет копирования, фиксация текста в виде картинки или наложение прозрачной картинки на текст и т.д.) можно затруднить процесс копирования или использования скопированного текста, масса примеров такой защиты доступна в сети, но как говорят сами специалисты, предлагающие такие меры, все они не гарантируют результат и лишь ненадолго осложняют задачу тому, кто совершает правонарушение.
О доказательствах
охотно принимаемое в судах доказательство авторства — нотариальное удостоверение времени предъявления документа. Способ хотя и достаточно дорогой, но надежный. Раньше Вас ваше произведение вряд ли кто-то удостоверит.
Законами не предусмотрено каких-либо ограничений в средствах доказывания и суд вправе принять любые средства в рамках процессуального кодекса.
Вы можете также воспользоваться такими вариантами как
— направление себе заказных писем с экземпляром своего произведения. В этом случае конверт не вскрывается и хранится до суда, открывается непосредственно в заседании.
— сохранение черновиков и рабочих материалов к статье, по которым можно отследить написание и процесс изменения произведения до его появления в окончательном виде. Рукописные варианты приветствуются. Рекомендуется на черновиках также делать пометки кто автор и к какому произведению они относятся.
Если нотариальное заверение и направление по почте является неприемлемым для Вас вариантом в виду его дороговизны или хлопотности мероприятия, то вероятнее всего защита Ваших прав в суде не принципиальна для Вас и подтверждение авторства актуально совсем в других целях. Тогда можно рассмотреть такой вариант доказывания как депонирование материалов на специальных ресурсах или любой другой метод, который будет приемлем для Вас и оппонента. Можно разместить предупредительное письмо или правила на сайте, в которых изложить условия цитирования Вашего ресурса, свои контактные данные для оперативной связи, а также меры, которые Вы намерены предпринять в случае нарушения Ваших прав .
«Если использовать специальные программки-антиплагиаторы (например, Advego Plagiatus), в которых указывается процент%% уникальности контента, то сколько эта уникальность должна быть «„не менее ХХХ %%“, чтобы текст уже считался уникальным?»
Мне стало интересно протестировать работу указанной программы, поскольку ранее я никогда не проверяла собственные тексты. Документ уже был разослан и любопытно же проверить, что профессиональный копирайтер может увидеть в этом документе, каков в нем процент моего творческого вклада и насколько он уже успел разойтись в сети. Это была простая инструкция по написанию претензии. Для начала я сделала перечень программ-антиплагиаторов и проверила процент уникальности. К моей радости процент уникальности был достаточно высоким от 89 до 98% в зависимости от применяемой программы, скриншоты прилагаются, в процент непопадания попали две стандартные бюрократические формулировки, а цитирование на сайтах этих самых двух формулировок было крайне низким. Было и удивление, потому что писала я явно не на уникальную тему, из серии «все юристы делают это» (пишут претензии), максимум на что я рассчитывала, ну процентов на 30-40%. Что может быть более типовым, чем алгоритм написания претензии? Но тем не менее факт остается фактом, который возможно объяснить лишь авторским изложением аргументации в претензии. (Это наблюдение пригодится и в огород коммерсантов ищущих «типовой договор», каким не был он обычным делом, для Вашего бизнеса он всегда уникальный.) Результат проверки:
Проверка 1. Проверка 2. Проверка 3.
Получилось ли у меня убедить Вас в том, что я являюсь автором исследованного текста? Что еще, помимо вышеперечисленного, я могу привести в качестве доказательств своего авторства допустим данной статьи? Во-первых задокументировать интернет-страницу на wiziq'е и подтвердить дату когда был проведен вебинар, предъявить его запись (о нем упоминается в статье). Предъявить электронные письма, содержащие вопросы, на которые я отвечаю в данной статье. Можно при особом желании опросить лицо, направлявшее мне письма, а также сделать запрос владельцу почтового ресурса о дате, времени, отправителе/получателе писем или удостоверить письма нотариально. Это все косвенные доказательства. Подтвердить мое авторство может также человек, присутствовавший в процессе написания, наблюдавший вместе со мной процесс поиска программ и проверки текста на уникальность.
Является ли данная совокупность доказательств достаточной для подтверждения моего авторства при отсутствии нотариального заверения и отправки заказных писем? С моей точки зрения достаточная, ибо других следов творческой деятельности я не оставила и перечислила все возможное. С точки зрения суда скриншот программных средств вряд ли будет допустимым доказательством, разве что дату, процесс проверки текста и фиксации результата именно этим скрин шотом подтвердят свидетели.
В любом случае лицо, указанное на произведении в качестве автора считается таковым пока не доказано иное.
О проценте уникальности контента
Напомню: «…сколько уникальность должна быть "«не менее ХХХ %%», чтобы текст уже считался уникальным?»
По существу это вопросы к эксперту-лингвисту. Мне как юристу на них сложно ответить, потому что законодательно установленных требований нет. Можно заменой на слова синонимы создать статистически уникальный текст и это будет критерием оценки для программы-антиплагиатора, но при этом сам смысл текста и порядок изложения в статье не изменится. С другой стороны человек может написать на совершенно новую тему, изложить свою авторскую позицию устоявшимися речевыми оборотами и думаю, что программа-антиплагиатор сделав статистический лингвистический анализ выдаст очень низкий процент уникальности. С этой точки зрения установление авторства предпочтительно осуществлять экспертом, который способен установить различие и совпадение стилистических признаков в сопоставляемых текстах, наличие вариативности происхождения в разных редакциях, последовательность создания вариантов (Именно такие задачи ставятся при подготовке экспертов-лингвистов). Программы-антиплагиаторы могут использоваться экспертами в качестве инструментария, но не подменяют самого эксперта.
При этом экспертиза сама по себе тоже не панацея. Суд их охотно принимает, но может и отказать, потому что не является она обязательной для суда. В конечном итоге решение принимается судьей по внутреннему убеждению, формирующемуся по совокупности всех имеющихся доказательств.
Плагиат или рерайтинг ?
«Бывают случаи, когда статья частично переписывается и размещается на другом (не авторском) ресурсе. В таком случае, если она частично переписана, считается ли это плагиатом?..»
Плагиат – это скорее присвоение авторства (эту тему мы затронули выше), а частичное переписывание статьи без согласия автора — это нарушение права на неприкосновенность произведения.
Если рерайтинг используется в целях адаптации текста «уникализации» для поисковых машин с согласия правообладателей, то никакой проблемы в этом нет. Другое дело, если без какого-либо согласия автора в его тексте перемещаются абзацы, используются слова синонимы, меняются некоторые обороты речи с одной лишь целью – скопировать статью так, что бы это не было зафиксировано поисковой машиной и по дороге теряется имя автора, то это безусловно и нарушение неприкосновенности произведения и нарушение права автора на имя.
“ т.е. если взяли мой текст, частично переделали, но я узнаю в нём свою работу, могу ли я обратиться в суд по данному вопросу?” – да в суд обратиться можно. Проведение экспертизы в данном случае обязательно потребуется. В любом случае помните о необходимой совокупности доказательств.
Продолжение следует...
Ольга Чобитько