Чем отличается кризис 2008-2009 годов, начавшийся в ипотечной сфере США, от предрекаемого коллапса на долговом рынке ведущей экономики мира по причине технического дефолта 2 августа?
Во-первых, масштабами. Если в первом случае рецессия началась в финансовом секторе со схлопывания надувшегося «мыльного пузыря», разросшегося под лозунгом «бери сейчас - плати потом!», то в настоящее время речь идет о неспособности целого государства осуществлять выплаты по своим долгам.
Во-вторых, причинами. Проблема поднятия планки государственного долга с нынешних 14,3 триллионов долларов по большей части перешла из экономической плоскости в политическую. Вопрос скорее в том, кто придет к власти на выборах в ноябре 2012 года: ослики или слоны (неофициальные символы демократов и республиканцев, соответственно). А какой ценой для экономики – это уже вторичный фактор.
Данное предположение подтверждает текущая ситуация. Несмотря на то, что правительство Америки не сможет выплачивать процентные платежи уже 2 августа, потолок госдолга все еще не повышен: прогибаться не хочет ни одна партия.
Положение у действующего президента, демократа Барака Обамы, мягко сказать, незавидное. Государственный долг поднялся с отметки в 70% от ВВП в конце срока правления Буша-младшего до 94% (исторический максимум) к августу 2011 года. По прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), к концу этого года показатель составит 99,5%, что неудивительно, если учесть, что в настоящее время его размер увеличивается в среднем на 3,7 миллиарда долларов в день.
Столь резкое поднятие платы за «хорошую жизнь» объяснялось различными стимулирующими и социальными программами для экономики. Доля расходов в федеральном бюджете на социальную сферу в 2010 году составила 69%. Без этих «плюсов» политика демократов будет похожа на антинародную политику, загоняющую экономику в вечные долги.
Администрация Обамы, прекрасно это понимая, в обмен на поднятие лимита госдолга предлагала урезание соцрасходов, вместе с отменой налоговых льгот для богатых и сверхбогатых, принятых Бушем-младшим.
Республиканцы же, ссылаясь на партийную идеологию, наотрез отказались принять предложение президента о новой налоговой схеме. Кроме того, был выдвинут альтернативный вариант: временно повысить потолок заимствований, а в 2012 году вновь вернуться к этому вопросу.
Оппозиция уже взяла «на крючок» конкурентную партию, а к моменту выборов может и вовсе «словить ее на живца». Каким образом? Предположим, во вторник голосование в Сенате пройдет успешно, и соглашение по повышению предельного уровня госдолга как минимум на 2,1 триллионов долларов (то есть до 16,4 триллионов) будет подписано президентом. Вместе с этим бюджетные расходы будут сокращены в течение ближайших десяти лет на 1 триллион долларов до самого низкого уровня с 1950-х годов, а бюджетный дефицит – на 2,4 триллиона долларов (подчеркнем, дефицит все равно останется).
*Источник:
[...]По словам Б. Обамы, «как минимум, в ближайшие месяцы США не объявят дефолт». Допустим, в ближайшие – не объявят, однако к концу 2012 вопрос встанет с новой силой. Ведь если обратиться к объемам американских трэжерис, которые необходимо гасить Казначейству США в ближайшее время, становится понятно, что
на Америку продолжает накатывать «снежный ком» долгов. До конца текущего года надо погасить 1,825 триллионов долларов, до июня 2012 года – 2,610 триллионов, за 3 года – 4,839 триллионов! Вместе с инфляционной спиралью раскручивается вторая: долговая. Растет долг – упирается в планку – уменьшаются госрасходы – угроза экономическому росту – вновь повышается долг. А вместе с ним и расходы на его обслуживание. Причем можно наблюдать интересную картину: в 2006 году процентные платежи по долгам составили около 10% бюджета. За 5 лет показатель практически не изменился, даже снизился – до 8,2%. Но за счет чего? За счет снижения ставок с 5% в 2006 - до нуля в 2011, и только. Но этот потенциал уже исчерпан – ниже нуля ставки - то опустить нельзя!
Еще одна причина, по которой Федеральная Резервная система оттягивает момент повышения ставок, несмотря на мировую тенденцию роста ссудных процентов. Увеличив лимит в этот раз до 16 с лишним триллионов долларов, государство увеличит на 8% (около 30 миллиардов) расходы бюджета на процентное обслуживание. Вот и получается замкнутый круг.
Когда будет исчерпан очередной лимит долга? Как раз к выборам. И республиканцы отлично это предусмотрели. Как говорится, на то и щука в озере, чтобы карась не дремал. Все, что остается текущей правящей партии – искать способы привлечения средств, чтобы заткнуть дыры в бюджете и платить по огромным государственным обязательствам. Активно обсуждалось повышение налоговых поступлений. Внимания заслуживает тот факт, что если бы президент и аннулировал решение о снижении налогов предыдущего президента и увеличил налог на добавленную стоимость, то американцы стали бы работать четыре из пяти рабочих дней на правительство. Такими темпами, вместе с программой по урезанию расходов, и до социального бунта было бы недалеко. Но и здесь не все по воле демократов: налоговые льготы Буша продлили до 31 декабря 2012 года, что уже после выборов.
Предположительно, возврат к теме дефолта №2 следует ожидать примерно через год, причем с новыми проблемами. Как указано выше, инфляционная и долговая спирали будут раскручиваться все сильнее. При этом не стоит забывать о рисках для экономики вследствие возможного понижения кредитного рейтинга США, о чем последнее время постоянно напоминают ведущие рейтинговые агентства.
Выбора нет – надо перезанимать снова и снова. Но к «следующему дефолту» у измученных долговыми проблемами американцев будет шанс призвать на помощь достойную партию, которая сможет решить все их проблемы. Только вот сможет ли?
Алексей Вязовский, Елена Туржанская, аналитики ФГ Калита-Финанс