В последнее время получает всё более массовое распространение так называемый «инфобизнес» (подписка-рассылка-продажа неких файлов с информацией, обычно – на дисках, или путем скачивания за деньги).
Можно заметить много общих черт в содержании продукта, способах рекламы и личностях деятелей «инфобизнеса»:
1.Черты «Продукта»:- суть – чаще всего, советы: как зарабатывать в интернете, успешно продавая «инфопродукты»; иногда – как обмануть ближнего своего: инспектора ГИБДД, девушку, мужчину, собственный голод, и т.п., то есть абсолютное отсутствие какой-либо научности, с расчетом на желающих купить много за не дорого, и/или легко решить проблему, и/или быстро обогатиться;
- акцент – на уникальность авторского метода;
- низкая себестоимость (как правило, видеозапись некоей «лекции» Автора на плохонькую видеокамеру, с отсутствием нормального света и звука, без редактуры текста и монтажа;
- несуразная цена, сравнимая со стоимостью высокохудожественного или высоконаучного произведения (сотни или тысячи рублей за диск с записью).
2.Черты рекламы: - строго в интернете, преимущественно, путем «партнерских программ» (и в этом «пирамида»);
- основана реклама – на интервью Автора; оно изобилует выражениями, многократно отмеченными Акуниным и другими ехидными юмористами: «Мы, собственно говоря, на самом деле, как бы, … добились успеха!»
- широкое использования приема брэндирования путем «присоединения к брэнду – совместного брэндирования»: безудержные ссылки деятелей инфобизнеса друг на друга, с безаппеляционным предположением в интонациях о высочайшей известности того, на кого идет ссылка («За что Кукушка хвалит Петуха…»).
3.Черты Автора:- лицо обычно тщательно ухоженное и блестящее; Автор имеет все признаки шоумена (смазливость, велеречивость, давление в интонациях) и при этом провинциальность в манерах, в речи и в дикции;
- как правило, у Автора отсутствует систематическое глубокое образование; часты проговорки/упоминания самого Автора о многочисленных лакунах в жизненном/профессиональном опыте, а сказать по-простому – о длительных периодах безделья, или полукриминальной деятельности;
- «обязательное» наличие псевдонима-усилителя: имя литературного-исторического героя; раскрученное название известного предмета; использование более благозвучной фамилии, чем настоящая; во всем этом мы опять можем видеть черты шоу-бизнеса, прием брэндирования путем «присоединения к брэнду» и восполнение зрелищностью отсутствия научного содержания.
За всем этим, на мой взгляд, просматриваются многочисленные «лица общие выражения» (с), а именно - черты кидалова (со стороны Авторов) и черты лохообразующие (в отношении клиентов Автора).
Вопросы: 1.Что подсказывают психологам перечисленные отличительные черты «инфобизнеса»?
2.Насколько профессиональный анализ обозначенного явления может помочь предотвращению развитию этого псевдобизнеса?
3.При наличии понимания профессионалами:
- пирамидо(MLM-)подобия этого бизнеса;
- и важнее, отсутствия реального содержания в «продукте»,
- и важнее, злостного обмана в рекламе - как всё это понимание распространить для противодействия злоупотреблениям?
4.Возможно ли доведение до сознания Авторов «инфобизнеса» простого посыла: ребята, даже если вы сами не чувствуете, то есть понимание у других, что Вы жулики?)))
Борис Васильев
[...](взято с Профи.ру)