Вступление
Жили-были мыши. Они были маленькие и все их обижали. Пошли мыши просить совета у мудрого филина.
- Филин, ты самый умный, подскажи как нам быть, а то все обижают, все поймать норовят, да съесть!
- Вас, мыши, оттого все и обижают, что вы маленькие и пушистые. Вы станьте колючими ежиками и вас никто трогать не будет!
- Ура!, обрадовались мыши и пошли домой.
По дороге одна из мышей вспомнила, что Филин не объяснил как же именно нужно стать ежиками. Повернулись пошли опять к Филину.
- Филин, ты дал нам хороший совет, но не сказал как же именно мы должны стать ежиками?
- Мыши, вы меня фигней не грузите, техническая реализация в круг моих обязанностей не входит, я решаю стратегические вопросы!
Теперь по теме
По вопросу стратегического планирования и управления сегодня информации в бескрайних просторах интернет информации немеряно. Всего Гуглик выдает 4,2 млн. сайтов по теме «Стратегия предприятия» и предлагает еще десяток вариантов словосочетаний со словом «Стратегия». Причем информация, выданная Гуглом, весьма обширна, разнообразна и достаточно часто напоминает бубен шамана, которым консультанты, тренеры и коучи заманивают бедного предпринимателя в свои сети. В общем, заходи мил человек к нам на коучинг, прослушай наш курс лекций по стратегическому развитию стратегического управления в свете глобальных мировых стратегий, и будет тебе счастье, и конкуренты падут аки тот колосс с плохими ногами, и потянется к тебе потребитель, как кот на валерьянку. В общем дабы бедный пользователь от бизнеса окончательно не запутался в стратегиях, решил я написать сей опус.
Историческая справка
Впервые понятие стратегии было введено в обращение эдак лет за 4 – 5 тыс. до Рождества Христова. Первоисточником считается трактат китайского полководца СуньЦзы «Искусство войны». Более четкого и внятного толкования стратегических принципов до сегодняшнего дня не написано. Кстати, познакомиться с не самым дословным, но достаточно литературным переводом трактата можно тут
[...] В первоначальном исполнении понятие стратегии относилось к военным действиям и означало «Искусство полководца» или план боевых действий в общих чертах. В чисто военном виде понятие стратегии держалось довольно долго. И это понятно, воевали тогда часто и много, а вот бизнес в те времена развивался не сильно активно и считался не барским делом во времена, когда можно все отобрать и поделить.
И только в 1600 годах уже нашей эры Иэясу Токугава прибрал в Японии все к своим рукам и установил с помощью своих самураев долгий и надежный мир в стране восходящего солнца. Именно это явление и дало толчок развитию бизнеса в Японии. А оставшиеся без работы бойцы ниндзя, стали наниматься к ремесленникам и торговцам для выуживания коммерческой информации конкурентов и попутно занесли идеи стратегического управления в стройные ряды зарождавшихся бизнесменов. Кстати, эти идеи дети самураев пронесли через века и сегодня вполне успешно используют бывшие военные понятия для развития своего бизнеса. Уж Япония точно не пасет задних в вопросах захвата рынков и развития бизнеса. Не отстают от них и внуки СуньЦзы.
Про терминологию
И так, понятие стратегии пришло к нам из армии, и если верить толковым словарям, то сегодня оно обозначает:
Стратегия (др.греч. στρατηγία — «искусство полководца») — общий, не детализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени, способ достижения сложной цели.
Понятие стратегия отличается от понятия тактика:
Тактика (др.греч. τακτικός «относящийся к построению войск», от τάξις «строй и расположение») — составная часть военного искусства, включающая теорию и практику подготовки и ведения боя соединениями.
В общем если эти термины перевести на русский язык, то получается, что стратегия – это общая задача каких либо действий, обосновывающая за счет чего и каким образом мы совершим эти действия и достигнем цели. А тактика – это уже конкретное описание составляющих этих действий и их последовательности. Если брать военные термины, то все это будет выглядеть так:
Стратегия: Для захвата стратегического объекта высоты ХХХХ, первый батальон пойдет по кустам слева, а второй по оврагу справа. Мы отрежем гарнизон высоты от основных сил и захватим его в плен.
Тактика: Первый батальон заходит по кустам слева и силами первого взвода давит два минометных расчета тут, второй взвод гасит огневую точку тут и так далее, пока не расчистят всю дорогу. Тоже самое для второго батальона.
Если все это перенести на термины управления бизнесом, то:
Стратегия: Для захвата 70 % рынка ХХХХ, нам надо…. Далее перечисляем за счет чего мы собираемся захватывать рынок.
Тактика: Для улучшения качества продукции покупаем станок за ХХ руб., проводим обучение персонала. На сбыт направляем ХХ руб., рекламный бюджет делим между….. В общем конкретно описываем какие действия собираемся совершить в рамках поставленных стратегических задач.
Про практику
В общем в понятиях терминов и значений все выглядит красиво и просто. Вот с практикой малость сложнее. На практике существует множество различных способов и захвата высоты ХХХХ, и захвата 70 % рынка ХХХХ. И лишь несколько из них будут верными и, скорее всего, только один будет оптимальным. Каким образом из множества возможных вариантов выбрать правильный? В принципе, точного ответа вам не даст никто, нигде и никогда. Ибо именно в этом и заключается смысл понятия «искусство». Искусство стратега, искусство полководца, искусство менеджера. Все это предполагает, что умение построить стратегию войны или бизнеса, несет в себе нечто большее, чем знание основных правил и навыков.
Но все же основные принципы стратегического планирования знать необходимо. Хотя бы для того, что бы выбрать если не оптимальный вариант действий, то максимально к нему приближенный вариант. Для военного искусства существует свой основной набор правил для выбора оптимальной стратегии, для искусства управления – свой. Правда, если внимательно приглядеться к этим наборам, то они весьма тесно переплетаются между собой. Согласно трактату СуньЦзы основой успешной военной стратегии есть изучение внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на действие армии:
«Поэтому определяй ее в соответствии со следующими пятью явлениями, измеряй ее расчетами и ищи ее подлинную природу. Первый называется Дао, второй - Небо, третий - Земля, четвертый – Полководец и пятый - Закон военной организации и дисциплины»
Аналогично и для успешной бизнес стратегии необходимо изучить основные факторы, влияющие на ваш бизнес. Как и что, надо изучать, какие пять явлений влияют на бизнес, я попробую описать в следующий раз. Пожалуй, что одной статьей тут точно не обойтись и придется писать целый трактат. Ну, а те, кто хотят узнать страшную тайну уже, могут пока посетить тренинг-программу нашего Центра
[...]С уважением,
Александр Горшунов
ЦПБ «NewBiznet»
[...][...]