Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
Нежданов Игорь
  Дезинформация и борьба с ней
СообщениеДобавлено: 04.11.11 21:42 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 02.10.11 17:37
Сообщения: 38
Откуда: Москва
Часть материала из моей книги "Технологии разведки для бизнеса", часть - компиляция опыта коллег, и участников форумов it2b и СПКР

Что такое дезинформация
Работая с информацией мы часто сталкиваемся с тем, что попавшие к нам данные мягко говоря не соответствуют действительности. Одна из причин такого явления, которая требует особого внимания, это дезинформация или распространение искажённых или заведомо ложных сведений с целью ввести в заблуждение получателя данных.
Дезинформация это способ воздействия на человека, заключающийся в намеренном предоставлении ему такой информации, которая вводит его в заблуждение относительного истинного положения дел. Цель такого воздействия всегда одна – оппонент должен поступить так, как это вам необходимо. Его поступок может заключаться в принятии нужного вам решения или отказе от принятия невыгодного для вас решения. Но в любом случае конечная цель это действие, которое будет предпринято вашим оппонентом.
Дезинформацию можно условно разделить на следующие виды:
- введение в заблуждение конкретного лица или группы лиц (в т.ч. и целой нации);
- манипулирование (поступками одного человека или группы лиц);
- создание общественного мнения относительно какой-то проблемы или объекта.
Введение в заблуждение это не что иное как прямой обман – предоставление ложной информации.
Манипулирование это способ воздействия направленный непосредственно на изменение направления активности людей. Выделяют следующие уровни манипулирования:
- усиление существующих в сознании людей выгодных манипулятору ценностей (идей, установок…);
- частичное изменение взглядов на то или иное событие или обстоятельство;
- кардинальное изменение жизненных установок.
Дезинформирование (введение в заблуждение и манипулирование) тем сложнее осуществить, чем осведомленнее является объект манипулирования. Отсюда и основополагающие правила дезинформирования:
- объект дезинформирования должен быть максимально отрезан от источников информации по интересующей или смежным темам – для него (объекта) должно быть непросто, а лучше не возможно получить дополнительную информацию или проверить имеющуюся;
- объект манипулирования в процессе обработки необходимо снабжать информационным суррогатом – урезанной информацией – только той информацией, которая отвечает задаче манипулятора.
Основные направления стратегического дезинформирования:
- введение в заблуждение конкурента относительно истинного времени начала тех или иных крупных мероприятий на рынке (новое производство, рекламная акция, маркетинговое исследование и т.п.);
- создание иллюзии подготовки крупномасштабных операций на ложном направлении;
- широкое освещение «труднопреодолимых» проблем;
- «утечка» заведомо заниженных или завышенных экономических и производственных показателей;
- преувеличение или занижение отрицательного влияния климатических, бытовых, социальных и иных условий на перспективность того или иного направления;
- критика «низкого качества» продукции;
- значительное преувеличение ваших возможностей (экономических, политических, социальных, административных и т.п.);
- демонстрация серьезных намерений на направлении, которое как вам известно бесперспективно.
.......
.......

Выявление дезинформации
Выявление дезинформации из общего, достаточно плотного, потока информации дело достаточно хлопотное, но тем ни менее реализуемое. Эффективное выявление дезинформации основывается исключительно на двух постулатах:
- перепроверка полученных данных;
- контроль надежности источника и канала поступления информации.
Перепроверка полученных данных
Перепроверка полученных данных подразумевает наличие нескольких, независимых друг от друга или от чего то общего, источников. И соответственно сопоставление поступающих от них сведений. Такое сопоставление может быть полным, когда все источники дают развернутую информацию по одной проблеме. Может быть частичным, когда информация из каждого источника лишь частично дублирует остальных.
Контроль надежности источника
Контроль надежности источника и канала передачи информации подразумевает постоянное наблюдение за достоверностью поставляемых сведений, проверку их и учет всех допущенных огрехов. По сути нужно вести учет всей информации, которую давал источник и перепроверять ее через другие источники. Мало того – нужно контролировать источник с точки зрения его возможной ангажированности. Т.е. отслеживать его связи (финансовые, родственные, криминальные…) и регулярно отвечать себе на вопрос «а не заинтересован ли он в даче мне дезы?».
Советы по выявлению дезинформации
На основе этих постулатов можно дать следующие рекомендации по выявлению попыток дезинформирования при работе с открытыми источниками информации.
1 - Выделение простых фактов из огромного числа данных (новостей) от множества разных источников (СМИ, информ агентства и т.п.), и сопоставление этих фактов с последующим выводом о совпадении или не совпадении в подаче материала. Как вариант использование тематических дайджестов без комментариев.
2 - Объединение ВСЕХ новостей одного источника за некоторый промежуток времени в логическую сюжетную цепочку. А затем построение гипотезы почему материалы были поданы в таком объеме, контексте, последовательности, качестве и т.д. Результатом такого наблюдения станет понимание возможного развития событий, тенденций проводимой политики, стратегических планах и акцентах при формировании общественного мнения теми, чьи интересы представляет канал. А с этими данными можно сверять и получаемую по другим каналам информацию и выявлять нестыковки.

Еще одно направление выявление дезинформации основано на выявлении лжи в текстах. Данный метод использует выводы опубликованные С.И. Симоненко в своей статье «Поведение человека в процессе отборочного интервью как фактор, вызывающий доверие». В ходе экспериментов им были выявлены закономерности в использовании разных лингвистических структур в зависимости от того излагает человек то что действительно знает или то что придумал. В вымышленной ситуации человек описывает то, что ему хорошо известно, с чем он часто сталкивается в жизни, такую ситуацию, которую он видел, при описании которой трудно ошибиться. За счет этого повествование получается “гладким”, возвраты к предыдущим фактам, о которых забыли рассказать, отсутствуют. Из-за того, что вымышленная ситуация известна объекту очень хорошо, детали при описании очень мелкие и специфические, часто известные только самому рассказчику. При описании вымышленной ситуации нет вводных слов с оттенком предположения и неуверенности, потому что описываемая ситуация объекту известна. В то время как, в реальных текстах гораздо больше элементов, связанных с логической обработкой информации : “это так, потому что”, в отличие от правдивых текстов, где преобладают “возможно, это так , потому что”. Словообразования на подобии “ну, ты знаешь, это как всегда” используется при обмане. В правдивых текстах такие словообразования не встречаются. В вымышленных текстах люди используют неопределенные местоимения какой-нибудь, где-нибудь, а в правдивых - только какой-то , где-то. При описании вымышленной ситуации больше динамики, чем при описании реальной ситуации.

_________________
С уважением!
Нежданов Игорь
Вернуться к началу
 
 
yurrik
  Re: Дезинформация и борьба с ней
СообщениеДобавлено: 12.11.11 09:29 

Зарегистрирован: 24.06.11 14:48
Сообщения: 2316
"Деза" - незаменимый инструмент для многоходовых операций по уводу вероятных (или конкретных) конкурентов с нежелательных для инициатора траекторий научно-технического развития (изменения или прекращения проведения НИОКР в интересующей инициатора-заказчика области).
Поскольку используются "достоверные" источники патентной и патентно-ассоциируемой информации, заказные статьи в научной периодике с "тонкими намеками" и даже организуются агентурные контролируемые "утечки" и т.п. - у пациента формируется версия о некоем направлении исследований, проводимых конкурентами и, соответственно он может "клюнуть" и поверить:
что конкурент интенсивно работает над принципиально новым изделием;
что конкурент прекращает работы в известном направлении, считая их неперспективными;
и т.д.
Выигрывается либо время, для завершения реального проекта, либо пациент обрекается на бесполезные обременительные затраты по проверке ложных путей, либо в идеальном случае пациент вообще покидает интересующий сектор рынка. :unknown:
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2024