Здравствуйте, коллеги. Представляю вам тему для обсуждения. Очень будет интересно услышать ваши мнения, реплики.
Изобретение интернета - нового средства информационного обмена, стало основой для появления на этой базе инновационных каналов сбыта продукции. Миграция торговли из реальности в виртуальность — это новый этап в развитии технологий торговли. В России рынок еще развивается, но этот вид бизнеса набирает стремительные обороты и старается догнать западные рынки по объему товарооборота. Так, по данным международной консалтинговой компании J'son & Partners Сonsulting, объём рынка интернет-магазинов и каталожной торговли в 2010 г. составил 419,5 млрд. руб., из них 70% - доля интернет-магазинов. Прирост к 2009 году составил 37%, это связано прежде всего с ростом проникновения услуги широкополосного доступа к Сети и развитием электронных платёжных систем. Прогнозируемый рост к 2014 году — 117%.
Такой стремительный рост продаж через интернет заставляет всех участников торговой деятельности обратить внимание на этот канал сбыта продукции. В этом бурном потоке развития появляются сотни и тысячи интернет-магазинов, конкуренция усиливается, требования потребителей к качеству предоставляемых интернет-магазинами услуг растет. Как следствие этого процесса, продавцы вынуждены соответствовать определенным требованиям к качеству собственного сайта, его рекламной стратегии, качеству оказания консультации покупателям, оперативности обработки заказов клиентов и, конечно же, к самому товару.
В данной статье мы остановимся подробно на выборе поставщика товара и отладке бизнес-процессов во взаимодействии с ним. Выбор поставщика, обеспечивающего продавца предметом торговли — принципиально важный пункт в организации работы продавца, возможно, самый важный пункт. Чем более четко выстроено взаимодействие поставщика и продавца, тем более правильно и четко можно надстроить остальные бизнес-процессы продавца для обеспечения обслуживания заказа покупателя. Для организации подобного взаимодействия у поставщика должны быть изначальные условия, подходящие для работы с интернет-магазинами.
Проблема. Требования интернет-магазинов к поставщикам.Конкурентоспособная цена.Интернет-магазин, выкладывая на витрины сайта товар со своей наценкой, предоставляет возможность покупателю выбрать товар как по качеству, так и по цене. Стоит ли говорить, что цена зачастую решающий фактор выбора товара покупателем. Ввиду того, что на страницах интернет-магазина выбор больше, чем на полках супермаркета, и товарная конкуренция выше, то шансы для товара с высокими ценами дойти до потребителя здесь гораздо ниже, чем в магазинах продавцов офф-лайн сферы. Поэтому, в конечном счете, выигрывает тот поставщик, кто дает цены ниже, чем конкурент.
Информационная база с товарным описанием (контент).Теперь непосредственно о качестве товара, которое оценивает покупатель при посещении интернет-магазина. Прежде чем сделать заказ, покупатель долго и тщательно выбирает товар, рассматривая фотографии и описание. Больше шансов получить заказ у того магазина, у которого лучше других получится дать возможность «пощупать» товар клиенту с помощью фотографий высокого разрешения с разных ракурсов, трёхмерного фото, видеороликов, подробных характеристик товара и описания его выдающихся качеств. Слово «контент» поставщики начали учить совсем недавно, равно как и создавать и накапливать контент на свой товар, стремясь идти в ногу со временем. Но еще далеко не все и не в полном объеме создали у себя базы данных контента надлежащего уровня. Отсюда получаем проблему, что либо поставщик со своим товаром в интернете представлен в виде не привлекательном для клиента, либо представлена только часть его ассортимента, либо он вовсе не представлен на витринах интернет-магазинов. Эта проблема частично решается интернет-магазинами, которые самостоятельно собирают контент по ассортименту поставщика или закладывают в бюджет содержание отдела фотосъемки и обработки контента, что ресурсоёмко, времязатратно и следовательно, мало кому по силам.
Наличие товара на складе.Итак, представим, что товар был представлен клиенту должным образом и клиент делает заказ, но оказывается, что данного товара нет в наличии на складе поставщика. Клиент уходит и интернет-магазин остается ни с чем. Таким образом, для продавца жизненно важно своевременно получать информацию обо всех изменениях складских остатков поставщика, чтобы иметь возможность оперативно убрать или добавить товар на витрину.
Большой ассортимент.При наличии широкого ассортимента на складе поставщика увеличивается доля присутствия товара на витринах интернет-магазина и, следовательно, велика вероятность наличия ежедневных заказов на товар данного поставщика. В этом случае отделу логистики проще спланировать ежедневные маршруты водителей, забирающих заказы у поставщиков. Плюс к тому, если поставщик обеспечивает стабильное наличие товара на складе, интернет-магазин освобождается от нагрузки, связанной с необходимостью постоянно изменять товарную выкладку на витрине в случае поступления информации о том, что тот или иной артикул был продан или появился на складе.
Удобные условия отгрузки.На старте работы интернет-магазина с поставщиками, важно, чтобы поставщик был готов ежедневно отгружать минимальные заказы.
Возможность возврата товара.Важна не только возможность возврата, но и скорость проведения данной операции поставщиком. Ведь отсутствие возврата или его длительный процесс заставляет «замораживать» оборотные средства продавца на своем складе в виде невостребованного товара.
Оперативное взаимодействие.Чем быстрее интернет-магазин получит информацию по наличию товара, дополнительную информацию о товаре, подтверждение о постановке товара в резерв, тем больше вероятность того, что покупатель не уйдет в другой интернет-магазин.
Так как скорость взаимодействия между интернет-магазином и поставщиком - один из определяющих критериев их отношений и наиболее сложно решаемая проблема в их взаимодействии, то на этом пункте следует остановиться подробнее.
До появления интернет-магазинов у поставщиков не было задачи работать с таким большим количеством запросов от клиентов и не было необходимости быстро обрабатывать информацию по товару, остаткам, резервам, отгрузкам. Новое время диктует новые правила и сейчас подобная медленная и неповоротливая работа поставщиков оказывается устаревшей. Почему же поставщики и интернет-магазины не справляются с этой задачей быстрого обмена информацией? Нужно рассмотреть процесс взаимодействия интернет-магазина и поставщика изнутри.
Поставщику поступает заказ, он может быть осуществлен различными способами: по факсу, по email, по стационарному телефону, по мобильному телефону менеджера, SMS, а также через ICQ или другой интернет-мессенджер. Всю поступающую информацию менеджеру поставщика необходимо привести в единый вид и занести в ERP систему (1c, Axapta, SAP и т.д.). После этого менеджеру необходимо выполнить огромное количество работы по правильному оформлению документооборота. Весь этот процесс обработки информации менеджером занимает значительную часть его рабочего времени, а также может приводить к ошибкам, обусловленным «человеческим фактором»: какая-то информация не правильно понимается или теряется, что-то забывается или неправильно делается. В этом процессе могут быть сбои как со стороны менеджера интернет-магазина, так и со стороны менеджера поставщика. С увеличением продаж интернет-магазина объем заказов увеличивается и эти процессы становятся всё более ёмкими, хаос увеличивается, увеличивается количество ошибок и возникают паразитарные процессы. Всё это ведет к уменьшению надежности процесса обработки информации и скорости работы.
Требование к оперативности во взаимодействии наиболее существенное, так как, если поставщик увеличивает свою пропускную способность, увеличивая количество обработанных заказов за единицу времени, ритейлеры от этого только выиграют, ведь процесс продажи товара организованного поставщика стоит дешевле, чем его неорганизованных конкурентов.
Решение. Адаптация поставщиков к рынку интернет-ритейла.Ввиду того, что на современном растущем рынке у некоторых поставщиков существенную долю в обороте составляют интернет-магазины, решение вопроса соответствия требованиям рынка интернет-ритейла лежит полностью на их плечах.
Конечно, есть вопросы сложно решаемые, например: ассортимент, цена продукции и обеспечение склада - задачи организации производства и бизнеса в целом, не решаемые за один день или не решаемые в принципе.
А вот задачи организации удобных условий отгрузки и работы с возвратами напротив зачастую решаются в несколько простых шагов.
Проблема формирования контентной базы дорогая и длительная по срокам реализации, но решаемая, в том числе с привлечением наиболее активных клиентов из интернет-ритейла.
Задачу организации оперативного взаимодействия между поставщиком и интернет-магазином решать необходимо и делать это нужно срочно, чтобы не остаться за бортом этого нового тренда в торговле. Решение этой сложной задачи - вопрос автоматизации. Для обработки такого объёма информации процессов взаимодействия требуется принципиально новая технологическая платформа, новый подход в ведении бизнеса.
Совсем недавно наша компания вывела на рынок готовое решение, способное увеличить пропускную способность и отказоустойчивость в связке поставщик - интернет-магазин. Решение
[...] AGORA представляет собой надстройку над ERP поставщика, выполненную в виде веб-сервиса. Она позволяет видеть остатки и резервировать товар на складе поставщика, получать первичные документы и отчеты самостоятельно, а также организует доступ к информационной базе контента поставщика. На этой площадке ритейлеры могут проводить закупки и формировать заказы без участия менеджера в режиме он-лайн 24 часа в сутки.
Подобные решения позволят поставщикам адаптироваться и быть готовыми к изменению условий быстро растущего рынка электронных продаж, она решают основную проблему взаимодействия поставщиков и интернет-магазинов — скорость обработки заказа.
Это важно. Ведь, как известно, время — это деньги!
Желаю вам удачного бизнеса и развития на долгие годы!