2009Сегмент химии для промышленностиВ 2008 году емкость рынка профессиональной химии по оценкам газеты «Бизнес» составила 60 млн. дол. США (в данный сегмент отнесены средства для чистки и дезинфекции для промышленных предприятий). Всего на рынке представлено около 30 производителей и импортеров продукции.
Структура рынка в денежном выражении
Предприятие Доля, %
Ecolab 45,0
Johnson Diversey 30,0
Doctor Weigert 5,0
БелАсептика 3,0
Технология Чистоты 3,0
Другие 14,0
В количественном выражении примерно 60% рынка занимает отечественная продукция и 40% приходится на импорт. До 80% рынка занимают однокомпонентные средства (сода, кислоты, известь) и только 20 рынка приходится на профессиональные многокомпонентные средства.
Сегмент многокомпонентной химии почти полностью занят импортной продукцией. Это ориентировочно 10 импортеров, основными из которых являются ECOLAB (в Украине действует дочерняя компания «Е Колаба»), Johnson Diversey (компан и я «Лизоформ»), Dr. Weigert (компан и я "А-Profi"), венгерский компан и я Globalchem (в Украине - компан и я «Глобал Х и м Украина»), рос и йс ь ка компан и я «Технолог и я чистоте и». Отечественных производителей многокомпонентной химии также около 10 предприятий: «Чистопром», «УКРХИМ и мкл н и нг», Н ДИ «Х и мпроект» и другие. В сегменте однокомпонентной химии работает также около 10 производителей, но по мнению газеты «Бизнес» рынок в данном сегменте является перенасыщенным.
Основные тенденции 2009 года:
1. Сокращение емкости рынка профессиональных средств на 15%.
2. Основное сокращение произошло в сегменте многокомпонентных средств
3. Выход с рынка мелких операторов
4. Покупатели начали переориентироваться с иностранных средств на отечественную продукцию (в Johnson Diversey объемы продаж сократились на 25%)
5. Увеличение срока отсрочки платежей за поставленную продукцию до 30 дней
6. Увеличение среднего срока дебиторской задолженности до 3 месяцев
7. Увеличение доли однокомпонентных средств
Сегмент бытовой химииЕмкость рынка по оценкам газеты «Бизнес» в 2008 году составила 256 млн. дол. США. За 6 месяцев 2009 года объем продаж составил 153 млн. долл. .. США. Всего на рынке около 30 производителей и импортеров. В 2008 году около 25% продаж в денежном выражении приходилось на отечественную продукцию, 75% на импорт. За первое полугодие 2009 года доля рынка отечественной возросла до 30%, импортной сократилась до 70%.
В течение 2009 года емкость рынка в натуральном выражении сократилась на 15%. Цены выросли в среднем на 32% при этом цены на импортную продукцию выросли на 40 - 45%.
Динамика структуры рынка в денежном выражении
Тип средства 2008 2009
Универсальный 58,7 59,6
Для окон 11,6 12,1
Для ржавчины 8,3 8,6
Для мебели 8,6 7,9
Для чистки труб 6,3 5,6
Другие 6,5 6,2
В течение 2009 года возросла конкуренция между отечественными производителями. При отсутствии средств на массовую рекламу, производители сосредоточились на производстве дешевой продукции и программах лояльности для посредников. Так за оплату в течение двух недель дистрибьютор получает 12% скидки, при оплате в течение месяца - 6% скидки.
Основные тенденции 2009 года:
1. Сокращение рынка на 15% в натуральном выражении (по другим оценкам 30%)
2. Сокращение ассортимента
3. Выход с рынка производителей средне ценовой группы и расширение производства в дешевом сегменте
4. Увеличение доли отечественных производителей
5. Увеличение доли подделок под известные ТМ
6. Рост цен на продукцию
7. Около 24% потребителей перешли на использование более дешевых ТМ продукции
8. Около 22% потребителей стали покупать меньше продукции
9. Около 50% потребителей предпочитает универсальным средствам
10. Увеличение емкости отдельного упаковки и пропаганда брать большие упаковки
11. Увеличение доли private label на рынке и контрактных марок продукции
12. Расширение географии сбыта отечественными производителями
13. Увеличение расходов на дистрибуцию (скидки, премии)
14. Открытие региональных складов, правда для некоторых компаний это принесло только убытки, а не увеличение продаж
По оценкам журнала «Химия Украины» в 2009 году сокращение произошло в следующих сегментах:
Средства для стирки - 5 - 7%
Средства для чистки - 8 - 10%
Средства для отбеливания - 10 - 12%
Аппретирующие средства - 10 - 12%.
2010В течение года имел место рост производства. З а официальным данным рынок моющих средств в 2010 году вырос на 2,4%. По данным журнала «Химия Украины» производство моющих средств в 2010 году выросло на 10%.
Структура рынка по данным НИИ ТЕХИМ в натуральном выражении составляет 47% - импортная продукция, и 53% отечественная. За последние три года доля импортной продукции сократилась на 5% (с 52%), что обусловлено ее большей стоимостью по отношению к отечественной продукции. В то же время иностранные торговые марки, которые производятся в Украине, занимают более 90% рынка.
Всего на рынке представлено 40 производителей продукции. В начале года малые предприятия по производству средств остановили работу (хотя можно предположить, что просто ушли в тень). Наращивание объемов производства произошло за счет лидеров рынка.
Около 93% рынка бытовой химии приходится на «Проктер энд Гэмбл Менюфекчуринг Украина», «СК Джонсон», «Унал-АВС Кемикал Индастри», «Интерфил», «Винницабытхим», «ФС Украина», «Милам», «Голд Дроп" , «Пирана», «Сан Клин Инт», «Симокс». На «Проктер энд Гэмбл Менюфекчуринг Украина», «СК Джонсон» и «Винницабытхим» приходится более 75% рынка Украины.
Динамика производства моющих средств в Украине в 2010 году, тон
2011 год.Произошло сокращение емкости рынка. По данным НИИ ТЕХИМ сокращение за 1 квартал составил около 8%. До 92% рынка занимают средства для розничной продажи. В данном сегменте сокращение составило 10%.
Источник:
[...]