Скопирую сюда, дабы народ имел что обсуждать:
Юрий Мороз – предприниматель и человек. Ч. 1 Интервью с Юрием Леонидовичем Морозом, предпринимателем, директором Института Юрия Мороза, ведущим бесплатной интернет-рассылки, общий тираж которой более 2 млн., автором 12 книг, обладателем звания «лучший управленец России — 2009» опубликовано в Деловом журнале Управление персоналом. С некоторыми сокращениями мы решили опубликовать его в нашем блоге.
Сотрудника оценивает работодатель. Предпринимателя — рынок «Я делаю то, что мне интересно, — признаётся Юрий Мороз. — Так было всегда». Другой вопрос, насколько это совпадает с тем, что необходимо окружающим. Бизнес часто сравнивают со спортом: это и быстрее, выше, сильнее; побеждает лишь сильнейший и пр. Да и тренерами становятся, как правило, бывшие спортсмены.
Вы человек бизнеса?
— Бывший ли я бизнесмен? На сегодня мой стаж составляет 24 года. Свой первый кооператив я зарегистрировал в 1988 году. Первый легальный бизнес в России практически и начался в 1987 году, так что мы были в числе первых. Мои знакомые, когда я это все начал, говорили: «Ты куда лезешь? Вас всех посадят! Это специально разрешили, чтобы вы все повылезали, а потом вас прихлопнут как тараканов...» Еще в 1988 году мне говорили, что бизнес — это как-то немножко чересчур. Прошло 22 года, и для очень многих людей это по-прежнему чересчур. А я 24 года не получаю зарплату, только доход, прибыль. Формы меняются, но суть остается прежней: как потопал, так и полопал! Предприниматель не имеет гарантированной оплаты. И труд его оценивает не кто-то там... Сотрудника оценивает работодатель. Предпринимателя — рынок. Насколько тебя оценили, столько тебе и заплатили. Успех — просто долгие годы тренировок...
Второй момент. Я в общем-то человек (по крайней мере раньше был) очень азартный, знаете ли, натура увлекающаяся, поэтому делал всегда то, что мне интересно. Если бизнес мне надоедал — я его буквально бросал: ставил какого-то директора и уходил. Поэтому несколько раз начинал с нуля. Для меня начать с нуля... не знаю, как на работу устроиться или хорошему специалисту провести несколько собеседований. Не сложнее. Я это сам делал и прекрасно умею делать. Более того, все произошло за первые десять лет моего бизнеса. Раза три с нуля начинал. А затем на моих глазах уже сотни людей очно и тысячи заочно создали бизнес с нуля. Это так просто, что я не могу об этом рассказывать бесплатно. Потому что потом мне никто не будет платить, понимаете?! Настолько это просто. Возможно, благодаря тому, что у меня много практики, опыта. Все второстепенное, не главное, отсеялось, остались только основные зерна. Да и с идеей для бизнеса нет проблем. Набери в поисковой системе «идеи для бизнеса» — получишь двести тысяч ссылок.
Перебери тысячу, две, три, пять тысяч идей, все они описаны. Что тебе мешает? Сколько лет ты будешь выбирать? Возьми открой словарь на любую букву — от А до Я, ткни пальцем в любое слово... Можем прямо здесь попробовать. Давайте откроем вот эту книжку...
Интересно, пожалуйста.
— Итак, любое слово. «Конституционные права». Конституционные права граждан надо защищать, согласитесь. У многих конституционные права нарушены. За небольшую плату мы, конечно, эти права восстановим, дойдем и до Конституционного суда. Небольшая часть оплаты сейчас и остальное потом — по результату. В общем, я готов уже вести рекламную кампанию и продавать. Еще раз проверим?
Давайте.
— Пожалуйста... «Управление персоналом». Отлично. Внимание, барабанная дробь... «Другими словами, они недостаточно социализированы». Я не знаю, кто они, но это очень большая проблема — социализация человека в современном обществе, многие над этим работают, психологи, пятое-десятое... Вы знаете, мы разработали прекрасную программу социализации людей в обществе. Сейчас найму трех психологов, и будет такая программа. Это надо делать? Я думаю, что государство нас поддержит.
Возьмите любую сферу бизнеса, абсолютно любую, посмотрите вокруг: на вывески магазинов, юридические конторы, туристические компании — одни разоряются, другие богатеют в одно и то же время, в одной и той же стране, в одном и том же городе, на одном и том же сегменте рынка... Проблема не в идее…
Как Вы выбирали свой первый бизнес или он выбрал Вас?
— Я его не выбирал, он был совершенно для меня очевиден. Я работал в университете на кафедре физики, и поступил заказ от завода на разработку компьютерной программы. Получилось так, что на этой кафедре единственным человеком, который что-то понимал в программном обеспечении, был я.
Эту программу я написал... На самом деле, начинаем рассказывать правду читателям, я не писал эту программу. Ее написал студент второго курса под моим руководством. Кроме меня там был еще руководитель. Все это проводилось под эгидой университета. Итог: студент получил 70 рублей, я — 120, университет — 50 тысяч.
Отлично!
— Это правда. Так устроено. Почему студент не мог заработать 50 тысяч за эту программу?
Потому что он «студент»?
— Потому что он плохо социализирован. Потому что ему завод никогда не заплатит 50 тысяч. Студент не может получать 50 тысяч. Это еще те деньги, когда зарплата была 100 рублей. А университету можно заплатить 50 тысяч. Поэтому, когда программа была написана и успешно сдана заводу, я понял, что у нее большой потенциал и надо ее доработать. Существует еще огромное количество пользователей, которым она тоже нужна.
Этот студент под моим руководством доработал программу, и я стал продавать ее дальше. Я тогда ничего не понимал в управлении персоналом. Платил студенту 70 процентов от всех сумм, поступающих на мой счет! Представляете, какой я был идиот! И знаете, чем это кончилось? Кончилось тем, что студент ушел к другому человеку, который обещал ему 95 процентов.
А выплатил на самом деле 50?!
— Нет. Все закончилось у них через три месяца. Ничего эти люди не продали. В том числе и потому, что для управления персоналом нужна мотивация. У человека, наверное, мотивация была маленькая, за 5 процентов работать не захотел... Вот так начался первый бизнес. Тогда я заработал за первые полгода около 50 тысяч рублей — это 10 автомобилей «жигули» в то время. После того как мой студент переметнулся на 95 процентов, другой для меня написал уже новую программу, на которой я должен был заработать миллиона три. Но оба студента переметнулись. Тогда я задумался о бизнесе, управлении персоналом. Позже затеял свой новый проект.
Всегда сложно начинать...
— Не всегда. Детям очень легко начать все что угодно. Взрослым — трудно. Дети не боятся нового. Наемный сотрудник работает только «с пинка» «Наемный сотрудник работает только «с пинка», — говорит Юрий Мороз. — И дело не в мотивации».
А в чем же?
— Наемному сотруднику не нужны деньги, понимаете... на 100 процентов не нужны.
Не верю!
— Хорошо, я Вам раскрою маленький секрет. Вы, наверное, читали отчеты в рассылке (если являетесь моим подписчиком), что люди удваивают свою зарплату просто вот так — щелк! Щелчком пальцев.
Как?
— Вы этого, конечно, не сделаете, потому что получаете совет бесплатно. И читатели не сделают, потому что совет бесплатен. Итак, вам нужны деньги. Точно?
Да.
— Вы уверены в этом? Хорошо. Идете к своему руководителю и говорите: «Что я должен/ должна сделать, чтобы Вы мне заплатили в два раза больше?»
Представляю его ответ…
— Да? Все представляют. Или думают, что представляют. Или им кажется, что представляют. Или они считают… Но не делают. Вот и всё. А Вы спросите. Многие руководители начинают плакать от этого вопроса, говорят: «Неужели я умру, увидев это? Неужели... Я не зря жил! Пришел человек и задал правильный вопрос! Это случилось, это произошло!»
И еще одна фраза, тоже могу подарить... Надо сделать оговорочку. Руководители делятся на три категории. Две не раскрою — коммерческая тайна. А третья категория — это 20 процентов — жлобы. У меня статистика — тысячи студентов отвечают на вопросы. 20 на 80 — правило Парето соблюдается четко. Итак, 20 процентов жлобов среди более-менее успешных предпринимателей. Это те, которые просто всегда жалеют деньги. Всегда! 80 процентов остальных действуют как нормальные предприниматели: хорошо, я тебе заплачу 100 тысяч, ты мне принеси прибыль 200. Или наоборот: ты мне принеси 200, я тебе заплачу 100. Дополнительных денег, которых не было. Нет проблем, пожалуйста, давай!
Если Вы начнете задавать вопросы: как? что? — руководитель вам расскажет как и что. Понимаете, предпринимателей не слушают. Меня не слушают мои родственники, приятели, друзья, меня не слушают люди, которые едут со мной в одном поезде, в купе, — они всё сами знают. Те, кто зарабатывают меньше меня в 100 раз, плохо слушают; те, кто в тысячу, — не слушают вообще; те, кто зарабатывает больше меня, — самые умные! Если человек немного побогаче — ну где-то от миллиона рублей в месяц дохода и больше — то начинает слушать. Чем отличаются предприниматели от наемных работников? Предприниматели слушают.
Очень мало людей, которые много зарабатывают. И много тех, которые мало зарабатывают, но считают себя умными. А Вы знаете семь смертных грехов христианских, и один из них — это гордыня. Так вот, бедные обуяны гордыней.
Говорят «Что ж ты такой бедный, раз такой умный».
— Да! И это злит людей. Они начинают кидаться предметами, если прямо в лицо людям такое заявить. Попробуйте подойти на улице к любому человеку из низкооплачиваемых и сказать ему это. Спасибо вы не услышите, никто вас не похвалит. Поэтому я предпочитаю такие вещи сообщать через рассылку, через Интернет, а не вживую.
Надо искать страхи и... пугать
Вас послушаешь, и кажется, будто Вы сами не верите в людей…
— Я верю в людей. Для наемных сотрудников существует только два мотива, которые заставляют людей что-то делать для другого человека. Это любовь. Но мы живем в реальном мире, поэтому этот пункт просто убираем.
По отношению к работодателю...
— Даже когда говорим о женщинах. Мужчины понимают, что это нереально. К примеру, бескорыстно сделать своему мужчине массаж — просто невозможно. Вот за деньги — да, какие-нибудь тайки, вьетнамки сделают это. Женщина, которая тебе каждый день говорит, что любит, воспримет такое предложение как оскорбление. Вопрос: кто меня больше любит?
Итак, любовь мы убираем из этого списка… Вам понятно почему? Остается второе, то, что надежно работает, — страх. Единственное, что заставляет наемных сотрудников работать, это я вам ответственно заявляю, — страх увольнения. Если человек не боится даже увольнения — такого человека точно надо увольнять.
Если он боится, значит, страх увольнения заставит (как тот самый «пинок») человека хоть что-то сделать, за исключением того, что само течет в руки. К примеру, позвонил клиент — человек сказал: «Ну, хорошо, подъезжайте». Не позвонил — ну и отлично. Премия зависит от ситуации на рынке, платежеспособности клиентов, от кризиса, а не от ваших усилий — это философия наемного сотрудника. Поэтому ничего сделать все равно нельзя, все невозможно. Дмитрий Билан зря разоряется, что невозможное возможно. Невозможно. Не существует работодателей, которые готовы заплатить вдвое больше, если вы вдвое больше сделаете. Не существует же, правда? Поэтому наемным сотрудникам ничего не остается... В общем, люди трусливы.
Это как постулат?
— Да. Единственное, что их заставляет действовать, — это страх. Под действием большего страха они идут в сторону меньшего страха. Например, страшно коммивояжеру встречаться с клиентами. Но если его уволят и это для него страшнее — он пойдет встречаться. Страшно кому-то что-то освоить новое, но ему говорят, что если ты не освоишь, тебя уволят. Если страх увольнения сильнее, то человек начнет осваивать новое. Вот и все. Надо искать страхи и... пугать.
Как-то негуманно...
— Зато эффективно. А Вы что хотите: результат или чтобы обо мне хорошо думали?
Результат...
— Да-да. Или чтобы меня все любили? Предприниматель, о котором хорошо думают, которого любят, — это плохой предприниматель. Это значит, что коллектив разлагается. Все фирмы, в которых сотрудники хорошо отзываются о руководителях, давно разорились, этих фирм просто не остается. Остаются только те, где предприниматели — сволочи. Предприниматели, конечно, — сволочи. Но они вынуждены таковыми быть. Потому что другие способы не работают. Потому что предпринимателям нужно что-то делать. Более того, они даже думают: «Ну, хорошо, я буду сволочью, я сейчас их напугаю, они все будут работать, но зато получат зарплату, детей своих накормят».
Сотрудник говорит: «Да, я постараюсь». — «Хорошо, ты постарайся, а я постараюсь тебе заплатить зарплату. Если у тебя не получится — может, и у меня не получится».
Надо было приходить, когда меня никто не знал.
_________________ С уважением, Александр Горшунов
|