После окончания факультета маркетинга я раз пять проходил собеседования в разных компаниях, устраиваясь в отдел маркетинга. И четыре раза меня попросили составить план проведения исследования, конкретно для их фирмы. К сожалению, в американских учебниках, по которым я учился, об этом ничего не было сказано.
Наш препод рассказывал по большей части теорию, и о том, сколько могут стоить исследования вообще никто ничего толком не знал, кроме некоторых опытных коллег значительно позже, и гугла - на тот момент.
Пришлось заняться самообразованием, чтобы получить работу. Прочитал 3 книжки (вполне, кстати, способные заменить высшее образование, имхо). Помимо Коттлера (который действительно так крут, как о нём говорят), очень рекомендую книгу Игоря Березина - "Маркетинговые исследования". Только после прочтения её понял: как написать план, расчитать стоимость, и провести небольшие исследования самостоятельно. Это действительно толковая инструкция по применению исследований на практике, как это у него на обложке написано. Ну, и у меня уже кое-какой свой опыт появился, полгода работаю