24 апреля в Госдуму был внесен проект закона, цель которого – изменить методики расчета и максимального размера платы за проезд по платным автодорогам. В основу положен принцип проектного финансирования, по которому размер платы рассчитывается в зависимости от инвестиционных затрат на создание трассы и расходов на ее эксплуатацию, то есть принцип возвратности инвестиций. Эксперты полагают, что это приведет к повышению стоимости проезда по русским "автобанам", не улучшив, впрочем, существенно их качества.
Законопроект, о котором идет речь, был разработан Минтрансом и одобрен правительством на заседании 11 апреля. Появился же он по инициативе инвесторов, вкладывающихся в строительство платных дорог, – их не устраивало то, что они были законодательно ограничены в повышении верхней планки тарифов за проезд. Предприниматели утверждают, что в итоге они несут существенные расходы и вынуждены не всегда соблюдать действующий закон. Приведем пример. В соответствии с подписанными концессионными соглашениями о строительстве и финансировании нового выхода на МКАД с федеральной автомобильной дороги
М-1 "Беларусь" Москва – Минск и скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке 15-й км – 58-й км, средневзвешенный размер платы за проезд легковых машин составляет ныне 6,8 руб. за 1 км. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает, что проезд по платным дорогам, проходящим в местах исторического расселения, то есть там, где дорога проходит по населенным пунктам, должен стоить не более 1,5 руб. за 1 км. В новом законе по этому поводу сказано, что столь низкая плата в случае применения для дорог, созданных в соответствии с концессионным соглашением, "не обеспечит уровень доходов, который позволит инвестору возместить потраченные средства".
Власти еще не разобрались, кто должен платить за качественные дороги – автолюбители или бюджет, – при этом по стране вовсю возводятся новые трассы. Недавно стали известны подробности проекта строительства скоростной автодороги Москва – Санкт-Петербург протяженностью 138,8 км. Общая стоимость проекта составляет 89,15 млрд. руб. Госкомпания "Автодор", занимающаяся строительством данной трассы, сообщила, что проезд на отдельных участках будет платным.
Пока тариф установлен относительно щадящий – для легковых автомобилей он должен колебаться в пределах 1,75–2,60 руб. за один километр. Тем не менее инвесторы уже утверждают, что такая плата не позволяет окупить затраты на строительство. В итоге правительством был сделан вывод о целесообразности "разграничения максимальных размеров платы за проезд по платным автомобильным дорогам, созданным в соответствии с концессионным соглашением", а проще говоря, о ее повышении в интересах инвесторов.
[...]