Эффективность исследует проблемы применения редких ресурсов, при которых достигается максимальное удовлетворение потребностей. Повышение эффективности производства является одним из важнейших факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост. Рост эффективности используемых факторов производства ведет к росту конкурентоспособности выпускаемой в стране продукции, что чрезвычайно важно для таких экономик, как Беларусь, характеризующихся высокой степенью экономической открытости. В связи с этим особую важность приобретает изучение путей повышения эффективности производства в Республике Беларусь, что придает особую актуальность данной теме. Я считаю, что перед государством существует ряд нерешенных проблем. На примере промышленного комплекса Республики Беларусь, я выявила ряд существующих проблем: - до настоящего времени нет понимания о международном разделении труда, с учетом реальных дел и потенциальных возможностей страны; - у нас низкая производительность труда по добавленной стоимости. Она в 4 раза ниже Европейских стандартов; - недостаточный уровень реализации продукции на экспорт, что обусловлено неэффективной отраслевой и технологической структурой промышленного комплекса – на долю высокотехнологических производств в Республике Беларусь – 5% выпускаемой промышленной продукции, в развитых странах – 15%. Это объясняет причину отставания по уровню производительности труда; - морально устаревшая инфраструктура, что не позволяет применять новые технологии. Государством определена программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь до 2020 года, которое должно решить ряд перечисленных проблем. Также я считаю нерешенным вопрос развитие малого и среднего бизнеса в Республики Беларусь. Малые и средние предприятия в нынешнее время являются наиболее конкурентоспособной формой организации национальной экономики, выступая ускорителем повышения эффективности и качества продукции. В развитых странах к малому и среднему бизнесу относится 80-90% предприятий, на долю которых приходится 40-50% ВНД. По данным ООН предприятия создают более 50% новых рабочих мест для трудового населения, что в социально-экономической системе снижает уровень непосредственного участия в регулировании вопросов, связанных с изданием новых рабочих мест, обеспечивает достойных уровень благосостояния населения. Возникает весьма логичный вопрос: Как же нам развивать малый и средний бизнес? Я рассмотрела проблему привлечения иностранных инвестиций для развития малого и среднего бизнеса для Беларуси. Для того, что создать инвестиционный климат, необходимо учитывать тот факт, что инвесторы в первую очередь, обращают внимание на административные меры касающиеся ведения бизнеса. В последнее время в Беларуси принят ряд нормативно-правовых актов, направленных на либерализацию хозяйственной деятельности. Прежде всего, это Указ президента Республики Беларусь от 16.10.2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной)1 деятельности в Республики Беларусь», Декрет президента РБ от 06.08.2009 г. №10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь», касающихся предоставления льгот инвесторам. Есть позитивные сдвиги в сфере регистрации бизнеса и лицензирования его видов. Налоговая система Беларуси остается самой сложной, несмотря на принимаемые в последние годы меры по её упрощению, в том числе через отмену отдельных налогов и сборов, корректировку ставок, смягчение налогового администрирования. Средняя белорусская компания должна в течение года произвести 107 различных налоговых выплат, затрачивая на это 900 часов в год. При этом в Европе и Центральной Азии количество выплат составляет 46,3, время на их расчеты – 336,3 часа, в среднем по странам ОЭСР – соответственно – 12,8 платежа и 194,1 часа. Также государством предусмотрена программа социально-экономического развития Республики Беларусь на период 2011-2015 года. Данная программа сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других. Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений: • развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования; • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств; • стимулирование предпринимательства и деловой инициативы; • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; • развитие импортозамещающих производств; • устойчивое развитие регионов; • строительство качественного и доступного жилья; • повышение эффективности агропромышленного комплекса. На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства. Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии — динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%. Основными задачами инвестиционной политики являются: приоритетная реализация инвестиционных проектов, направленных на ускорение инновационных процессов, призванных сохранить позиции Беларуси в мировом сообществе и повысить конкурентоспособность страны, приоритетное выделение инвестиций на создание новых наукоемких и высокодоходных экспортоориентированных видов деятельности. Прогнозируется повысить долю инвестиций в основной капитал за пятилетие до 37,5%. В развитии отраслей промышленности упор будет сделан на опережающее развитие производств, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью: микроэлектроника, приборостроение, точное машиностроение, информационные технологии, телекоммуникации, измерительное и медицинское оборудование, освоение выпуска светодиодной техники. Опережающее развитие получит сфера услуг, что обуславливается, с одной стороны, мировыми тенденциями развития, с другой стороны, услуги в 2–3 раза менее энерго- и материалоемкие, некапиталоемкие по сравнению с выпуском товаров. В качестве целевого индикатора предусматривается повышение доли услуг в ВВП с 40,3% до 50%. Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза. Важнейшей целью региональной политики Республики Беларусь является повышение уровня жизни, уменьшение существующих различий между регионами по уровню социально-экономического развития на основе более эффективного использования производственного, ресурсного и кадрового потенциалов регионов за счет углубления специализации экономик регионов, повышения активности и ответственности местных органов управления и самоуправления. Как видно из программы государство уделяет должное внимание такому критерию как эффективность, рассматривает пути её повышения на государственном уровне, что является немало важным вкладом в повышении эффективности экономики и её функционирования. И в заключении хотелось бы сказать, что данный вопрос должен рассматриваться как на государственном уровне, так и на частном. Мы видим, что в Республике Беларусь предусматриваются различные программы, которые способствуют развитию эффективности производства. Конечно за короткий период эффективность производства не повыситься, но если в долгосрочном периоде рассматривать данный вопрос и перспективы развития на государственном и частном уровнях, то эффективность функционирования экономики, предприятия, производства и т.д. будет постоянно увеличиваться. Лично я считаю, что развитие малого и среднего бизнеса, может повлиять на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, что влечет за собой повышение эффективности, тем самым стимулирует экономический рост.
|