Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
katezhuk
  Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь
СообщениеДобавлено: 18.01.14 20:09 

Зарегистрирован: 18.01.14 19:57
Сообщения: 1
Рынку известны четыре разновидности ситуации с единственными субъектами хозяйствования. Фирма может выступать в роли монополии (единственного продавца) или монопсонии (единственного покупателя). Например, во многих небольших белорусских городах районные отделения Белтелекома являются монополистами в предоставлении некоторых услуг связи, а городские молочные заводы – монопсонистами для поставщиков молока. В редких случаях предприятие одновременно выступает как монополист и монопсонист. Например, в Республике Беларусь Белтрансгаз и Минский метрополитен являются не только единственными продавцами ряда товаров и услуг, но и единственными нанимателями некоторых категорий работников. И, наконец, на рынке может сложиться ситуация двусторонней монополии, когда единственному покупателю противостоит единственный продавец. Примером являются взаимоотношения российского Газпрома и белорусского Белтрансгаза. Во всех перечисленных ситуациях монополист стремится к максимальному завышению цены продажи, а монопсонист – к максимальному занижению цены продажи.
В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:
- устранение рыночных условий хозяйствования вследствие игнорирования законов товарного производства;
- свёртывание товарно-денежных отношений;
- ликвидация конкуренции;
- искусственная концентрация и узкая специализация производства;
- преобладание централизма и бюрократии в управлении экономикой и др.
В Республике Беларусь господствуют монополия государственной собственности - по содержанию, а по форме - чистая монополия и олигополия. На долю 1-4 крупных производителей определённых товаров приходится 70% выпуска продукции. Уникальность белорусских монополий заключается в том, что многие их них находятся в крайне тяжёлом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Наличие устаревшего оборудования, затоваривание продукцией вследствие потери рынков сбыта, отсутствие средств на выплату заработной платы, низкая рентабельность - таков далеко не полный перечень признаков отечественных монополистов.
Характерным явлением отечественного производства становится монопсония (предприятие - единственный покупатель), чему способствует монопольность торговой сети.
В настоящее время происходит трансформация монополизма в скрытые гипертрофированные формы: скрытая монополия государства, чиновников, богатых, мафиозно-коррумпированных кланов в торговле, сфере обращения, финансовой, скрытая монополия иностранного капитала в отдельных отраслях.
’’В связи с этим стратегическим направлением деятельности в области антимонопольной политики является формирование полноценной конкурентной среды, ориентированной прежде всего на качественные стороны функционирования экономики ’’,- подчёркнуто в программном документе ’’Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы’’.
Монопольная сущность экономической системы хозяйствования, проявляющаяся в чистой монополии, и реже в олигополии отраслей народного хозяйства, обуславливает невозможность появления конкурентной среды без изменения экономических основ и форм экономических отношений.
В условиях отсутствия рыночной конкуренции формирование конкурентной среды должно происходить поэтапно:
- становление конкуренции между отечественными производителями одной отрасли за рынки сбыта и рынки сырья; появление конкуренции между банками за долгосрочное кредитование производственных программ, между торговыми организациями - за установление связей с производителями.
- формирование межотраслевой конкуренции за норму прибыли, становление нетоварных форм конкуренции, за финансовое лидерство между трестами, концернами, холдингами, финансовыми группами.
- зарождение равнопартнёрских отношений между отечественными и иностранными производителями.
Специалисты полагают, что этапы становления конкуренции будут совпадать с этапами укрепления белорусского рубля и развития рыночных отношений.
Основными направлениями государственной политики по формированию конкурентной среды в РБ являются: создание организационных, правовых и экономических предпосылок для демонополизации экономики и развития предпринимательства. С этой целью Министерство по антимонопольной политике было преобразовано в Министерство предпринимательства и инвестиций.
Формирование конкурентной среды в РБ осуществляется ликвидацией объединений и ассоциаций (в ходе приватизации), ограничивающих самостоятельность предприятий; выделением структурных подразделений действующих предприятий и преобразованием их в самостоятельные субъекты; созданием новых, частных предприятий, малых и средних, акционерных обществ. В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень в развитии индивидуального частного капитала, они создавались, как правило, путём преобразования (переименования) предприятия в акционерное общество.
Негосударственные, в том числе частные, фирмы формировались в основном в торговой и финансовой сферах, где наиболее интенсивно развивались процессы первоначального накопления капитала. В ряде отраслей конкуренция создавалась благодаря импорту.
В ходе реформирования экономики РБ полноценной конкуренции, затрагивающей сферу материального производства, не возникло. Предпосылки для формирования конкурентной среды не создаются. Подлинного разгосударствления экономики не происходит, приватизация до 1996г. носила преимущественно государственно-акционерный характер.
Вместе с тем в «Основных направлениях социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы» подчёркивается, что «главная цель приватизации заключается не в формальном перераспределении собственности, а в повышении эффективности производства и создании конкурентной среды».
Становление конкуренции сдерживает отсутствие навыков предпринимательской деятельности у администрации негосударственных предприятий.
Либерализация цен обернулась их необоснованным повышением, падением спроса и уменьшением объёмов производства, утратой рынков сбыта. В РБ вместо здоровой возникла «теневая» конкуренция между монопольными группами «дельцов», монопольными структурами по осуществлению ростовщических и спекулятивных операций(например, в торговле- между государственными магазинами за наиболее выгодную перепродажу дефицитных импортных товаров коммерческим организациям).
Созданные преимущественно в непроизводственной сфере коммерческие структуры - малочисленны, сосредоточены на распределении готового продукта и не способствуют формированию конкурентных отношений в производстве (между предприятиями- за рынки ресурсов, за инвестора, за потребителя и т. д.; между рабочей силой- за рабочие места; между банками- за объекты кредитования, вложения капитала).
Возникающая конкуренция между банками за предоставление краткосрочных кредитов способствует накоплению не производственного, а ростовщического капитала непроизводственного происхождения, увеличивает доходы коммерсантов-финансистов без прироста товарного предложения, способствуя росту неотоваренной денежной массы ограниченного числа субъектов. Она также способствует банкротству маломощных коммерческих банков, укрепляя монополию в этой сфере.
Появлению настоящей конкуренции препятствует монополизм Национального банка РБ, административный характер его отношений с промышленными предприятиями.
Особенностью становления предпринимательства в Беларуси является его значительная зависимость от государства, которое не столько поощряет предпринимательскую деятельность, сколько стремится поставить её под свой постоянный контроль.
Причинами отсутствия конкуренции в РБ являются: медленное реформирование экономики, господство нерыночной по содержанию чистой монополии и олигополии: отсутствие радикальных изменений в организационных формах, структуре функционирования промышленных предприятий, механизме управления ими: наличие существенных барьеров для конкуренции (экономических, административных, криминальных и т.д.).
К числу экономических факторов, тормозящих становление рыночных конкурентных отношений в экономике переходного периода, следует отнести налоговую, кредитную, инвестиционную и ценовую политику государства, сроки окупаемости капитальных вложений, неплатежи и т.д.
Административными барьерами, препятствующими выходу на рынок, является регистрация предприятий, выдача лицензий, квотирование и т.д. (В программном документе «Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы» предусмотрены: пересмотр налоговой, валютной и кредитной политики в целях стимулирования экспорта и поддержки отечественных производителей; введение строгого заявительского порядка регистрации предприятий в сфере малого и среднего производственного бизнеса).
Существует также ряд барьеров, связанных с ограниченной ёмкостью рынка, обусловленных неразвитостью рыночной инфраструктуры, ограниченностью природно-сырьевых ресурсов и необходимостью охраны окружающей среды.
Развитие конкурентных отношений в Республике Беларусь в настоящее время ограничивается преобладанием государственной собственности и высокой степенью монополизации экономики. Будущее конкурентных отношений связано с процессами разгосударствления, принятием действенных антимонопольных законов и другими мерами государственной поддержки конкуренции и государственной защиты национальной конкурентоспособности.
Таким образом, в качестве основных монополий в Республике Беларусь можно выделить следующие: в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях - Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, БелАЗ, Минский моторный завод, "Гомсельмаш", "Бобруйскагромаш", "Витязь", "Горизонт", "Белкоммунмаш", Минский подшипниковый завод, "Атлант"; в производственной и социальной инфраструктуре - "Белтопгаз", "Белтелеком", "Белпочта", "Белтаможсервис", "Белгосстрах", «Белтрансгаз"; в нефтеперерабатывающей и химической отрасли - "Белшина", "Нафтан", Мозырский НПЗ,"Гродно-Азот", "Беларуськалий","Могилев Химволокно", "Гродно Химволокно", "Светлогорское "Химволокно", "Гидролизный завод", "Бархим"; в пищевой - Гомельский жировой комбинат, Минский завод игристых вин, Рогачевский и Глубокский МКК, "Мозырьсоль; в легкой промышленности - Оршанский льнокомбинат, "Гроднотекстиль", "Сукно", "Камволь", "Белфа", "Милавица"; на рынке строительных материалов - "Керамин.
Вернуться к началу
 
 
Kanton
  Re: Особенности проявления монопольной власти в экономике Республики Беларусь
СообщениеДобавлено: 18.01.14 21:00 
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 08.03.08 11:07
Сообщения: 1728
Республика Беларусь с точки зрения рыночных утопий.
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2023