Вот, кстати, нашла
Граждане республики Беларусь: прием на работу, требования к документам, налогообложение
Артамонов Максим Сергеевич,
старший эксперт отдела нормативно-правовой информации компании ПРАВОВЕСТ
Опубликовано в журнале № 8(12) от 28.04.2005 Другие статьи из рубрики
Высший Совет Сообщества Беларуси и России в своем решении устанавливает равные права при трудоустройстве россиян в Белоруссии и белорусов в России. Это означает, что граждане Республики Беларусь оформляются на работу на территории России так же, как и российские граждане. А отсюда следует, что получать разрешение на использование иностранной рабочей силы предприятиям не надо.
Какие же документы правомерно требовать от граждан Беларуси при оформлении на работу? Какое налогообложение применяется в отношении этих работников? Обо всем этом вы узнаете из статьи.
Законом предусмотрен перечень документов, которые любой работник (и гражданин Беларуси в том числе) должен предоставить при трудоустройстве. Документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства или пребывания, в этом перечне нет. Поэтому при приеме на работу требовать такую регистрацию у граждан Республики Беларусь неправомочно. И отказ в заключении трудового договора с таким работником из-за отсутствия у него регистрации носит дискриминационный характер и может быть признан необоснованным. Такой вывод содержится в решении Пленума Верховного суда РФ.
Итак, никаких дополнительных документов от граждан Республики Беларусь при трудоустройстве не требуется. Теперь посмотрим, какими налогами облагаются доходы таких работников. В настоящее время у России с Белоруссией единой налоговой политики нет. В связи с этим налогообложение, в том числе перечисление взносов во внебюджетные фонды, осуществляется в соответствии с нормами законов для иностранных граждан. Остановимся подробнее на каждом из предусмотренных законодательством отчислений.
Единый социальный налог
С 1 января 2003 года обложение ЕСН выплат иностранным гражданам производится в общеустановленном порядке. На основании Налогового кодекса РФ плательщиками единого социального налога являются организации, производящие выплаты физическим лицам. В частности, для работодателей объектом налогообложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам4. Таким образом, необходимость уплачивать ЕСН не ставится в зависимость от того, являются ли работники иностранными гражданами.
Взносы в Пенсионный фонд
В своих разъяснениях Минфин РФ, ссылаясь на Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указал, что застрахованными лицами, кроме граждан РФ, являются проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие:
* по трудовому договору;
* договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг;
* по авторскому договору.
Из этого следует, что Закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не устанавливает зависимость признания застрахованным иностранного гражданина или лица без гражданства от того, временно или постоянно он проживает на территории РФ. Иностранные граждане с 2002 года считаются застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию. Таким образом, по мнению Минфина РФ, уплачивать взносы в Пенсионный фонд за указанных работников необходимо в любом случае независимо от их статуса (то есть от того, временно или постоянно они проживают на территории РФ).
Однако налоговые органы придерживаются иной позиции. Они считают, что за постоянно проживающих на территории РФ иностранных граждан взносы в ПФР уплачивать необходимо, за временно проживающих – только после согласования с органами Пенсионного фонда РФ.
Другими словами, УМНС по г. Москве указывает, что вопрос уплаты взносов в ПФР решается в зависимости от того, будут ли зарегистрированы иностранные работники Пенсионным фондом. Поэтому предпочтительнее будет согласовать с ПФР необходимость уплаты взносов, для чего работодатель должен подать в ПФР сведения на указанных работников. Если отделение Пенсионного фонда их застрахует, то придется платить ЕСН в федеральный бюджет и взносы в Пенсионный фонд. Если ПФР откажет в регистрации, то в этом случае надо будет взять письменный отказ и уплачивать ЕСН в федеральный бюджет в полном размере – 20%.
Распределение взносов в ПФР должно производиться в соответствии с требованиями Закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Так, согласно статье 22 Закона для лиц 1966 г. р. и старше все 14% выплат идут на финансирование страховой части пенсии. Согласно статье 33 этого же Закона для лиц 1967 г. р. и моложе 10% выплат в период 2005–2007 гг. должны идти на финансирование страховой части пенсии, а 4% – на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Перечисления в фонд ОМС
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования указал, что иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права и обязанности в области медицинского страхования, как и граждане РФ. А для временно находящихся существует отдельный порядок, установленный Правительством РФ. При этом фонд ОМС сослался на статью 8 Закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Однако к гражданам Белоруссии, работающим на основании трудового договора, установленный порядок не применяется. Поэтому руководствоваться в этом случае нужно разъяснением фонда ОМС, согласно которому нормы обязательного медицинского страхования распространяются на работающих граждан с момента заключения с ними трудового договора. Если иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность в РФ, то обязательное медицинское страхование и выдача полисов для них происходит наравне с другими работниками предприятий, учреждений и организаций, а срок действия определяется сроком действия трудового договора (контракта).
Следовательно, за работников с гражданством Республики Беларусь необходимо уплачивать ЕСН в части, зачисляемой в фонд ОМС, точно так же, как и за граждан РФ.
Платежи в фонд социального страхования
Право на социальное страхование у иностранных граждан возникает с момента заключения трудового договора с работодателем. На основании этого необходимо производить уплату взносов в ФСС.
Перечисление взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как указывает фонд ОМС, осуществляется в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Действие этого Закона распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.
Таким образом, обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний помимо российских граждан подлежат иностранные граждане и лица без гражданства, выполняющие работу на территории РФ на основании трудовых либо гражданско-правовых договоров.
Налог на доходы физических лиц
Налоговый кодекс РФ определил, что плательщиками НДФЛ являются как резиденты, так и нерезиденты РФ. При этом, как определено в законе, налоговыми резидентами РФ считаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Таким образом, с начала налогового периода (а им по закону является календарный год) удерживать НФДЛ с таких работников необходимо по ставке 30%. В этом случае налоговые вычеты работникам не предоставляются.
После того как срок нахождения работников превысит 183 дня, необходимо применять ставку налога, равную 13%, а также необходимо произвести пересчет налога, взимаемого по ставке 30%.
При этом НК РФ определил, что излишне удержанные из дохода налогоплательщика суммы налога подлежат возврату по заявлению работника. С момента удержания налога по ставке 13% работники также имеют право на налоговые вычеты, которые предоставляются по заявлению.
Итак, в заключение можно сказать, что в приеме на работу граждан Республики Беларусь и граждан РФ никаких различий нет. А значит, и дополнительных хлопот у организации по трудоустройству на территории РФ граждан Беларуси возникнуть не может. Автор надеется, что статья поможет свести к нулю все сомнения относительно налогообложения выплат работникам – гражданам Республики Беларусь.
|