Вы часто просыпаетесь утром с мыслью «ну почему сегодня не суббота»? Значит потеряли интерес к работе и совершенно не получаете от нее удовольствия. Как бороться с синдромом профессионального выгорания?
Начнем с того, что увольнение — отнюдь не лучший выход из сложившегося положения. Вспомните, ведь когда вы только пришли на эту работу, она вам нравилась! Значит нужно внимательно проанализировать, почему все изменилось, разобраться, отчего возникают ситуации, после которых вам на работу не хочется приходить, от коллег уже трясет, а начальника вообще видеть не хочется. Когда вы найдете причины вашего «выгорания», можно будет исправить ситуацию.
Одной из наиболее распространенных причин отсутствия интереса к работе являются накопившаяся усталость и постоянный стресс. Их провоцируют не только задержки на работе до глубокого вечера, не только соперничество с коллегами и дрязги в коллективе, ежедневные вызовы на ковер к начальству. Ничуть не меньше изматывают нас транспортные пробки на улицах, давка в метро, семейные неприятности. Усталость стремительно нарастает как снежный ком, давит на нас. И через какое-то время уже кажется, что нет сил жить, не то что работать. Лучший способ справиться с этим — вырваться в отпуск. И не на недельку, как многие делают, а на все три. Отправляйтесь туда, где о вас будут ежечасно заботиться, освободят от рутинных обязанностей. Не обязательно, чтобы это был дорогостоящий пятизвездочный курорт, типа «все включено», на самом деле можно отлично отдохнуть в любом санатории, доме отдыха совсем недалеко от города.
Другой причиной отсутствия интереса к работе могут стать накопившиеся дела, выполнения которых от вас требует начальство, а у вас к ним душа совсем не лежит. В данном случае надо просто взять себя в руки и составить список всех своих долгов. Затем составьте график выполнения поставленных задач с учетом их приоритета. Имейте в виду, что помимо накопившихся дел есть еще текущая работа, которую тоже нельзя запускать. Чтобы дело двигалось быстрее, не забывайте вознаграждать себя за каждое выполненное задание — причем вознаграждение должно быть соразмерно затраченным усилиям. Не бойтесь, если не все будет получаться сразу. Помните: справившись с тем, что поначалу казалось вам совершенно невозможным, вы будете по праву гордиться собой, да и начальство не сможет не заметить результаты вашей работы. А если вы возьмете в дальнейшем за правило планировать несрочные, но обязательные дела, у вас никогда больше не будет накапливаться «нелюбимая» работа.
Отбить вкус к работе могут и незаладившиеся отношения в коллективе. К сожалению, многие из нас пытаются не замечать наметившиеся трения с коллегами, считая, что личные симпатии и антипатии не должны сказываться на работе. Тем не менее, на рабочем месте мы проводим как минимум треть своего времени, так что качество общения с коллегами в итоге никого не может оставить безразличным. При этом, какие бы «подковерные» игры не разыгрывались у вас в офисе, всегда важно разобраться в первую очередь в самом себе. Тем, кто находится в ситуации постоянного конфликта с коллегами, нужно понять, что подобная «война» отравляет жизнь всем, кто в нее втянут. Попытайтесь с ней покончить: вызовите коллегу на доверительный разговор, в котором, конечно же, нужно обойтись без колкостей и взаимных упреков. Не исключено также, что вы чувствуете себя в коллективе изгоем, все вокруг, как вам кажется, вас недолюбливают. Постарайтесь разобраться, почему вы оказались в подобной изоляции. Умение строить общение сегодня очень важно. Для того и существуют тренинги общения, индивидуальные консультации психологов, чтобы помочь вам избавиться от комплексов неполноценности, от боязни что-либо «не то» сказать, неправильно поступить. В любом случае соперничество на работе должно носить только профессиональный характер, ведь тогда оно будет толкать вас вперед, а не заставлять прозябать в болоте сплетен, клеветы и своего эго.
Нельзя обойти вниманием и такую проблему, как взаимоотношения с руководством. У каждого руководителя свой характер, свой стиль управления. Иногда подчиненные жалуются, что начальник, мол, в профессиональных вопросах мало что смыслит и поэтому регулярно принимает «волевые» решения, неверные по своей сути. Что ж, если вы действительно разбираетесь в узкоспециальной проблеме лучше, чем ваш руководитель, у вас остается один выход — конструктивно обсудить с ним, как эту проблему следует решать. Важно только правильно построить разговор. Если начнете его с установкой «все плохо», вы наверняка спровоцируете негативную реакцию. А вот если вы изложите свой метод решения с обоснованием, в чем состоят его преимущества по времени, затраченным средствам, конечной эффективности, вы проявите себя как ценный специалист, и начальник не сможет не заметить этого. Постарайтесь поставить себя на его место — в конце концов, он тоже человек, с него тоже спрашивают, к тому же его видение положения дел в целом должно быть намного шире вашего.
Ну и, наконец, причиной потери интереса к работе может стать отсутствие профессионального роста. Но и здесь практически все зависит от вас. Сейчас огромное количество курсов, институтов и университетов предлагают изучение иностранного языка, повышение квалификации, освоение смежных профессий на любом уровне, вплоть до второго (третьего и т. д.) высшего образования. Главное — это определиться, каких знаний вам пока не хватает для того, чтобы подняться на ту высоту, о которой вы мечтаете.
Как видите, возродить интерес к работе вполне в ваших силах. Главное — определить причину, а решений может быть множество. Мы уверенны, вы найдете то решение, которое подойдет именно вам.
|