НОВЫЕ ИДЕИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
(Подробнее см. "Информационная экономическая теория"
[...])
1. Аксиома: Не имея полной и достоверной экономической информации, хозяйствующие субъекты не могут принять правильные решения. При ложной информации, которая постоянно воспроизводится в обществе, они вынуждены принимать ошибочные решения. Например, при ложных ценах на товары, при инфляции (дефляции), при формировании денежных показателей предприятий с учетом долгов за поставленную, но неоплаченную потребителем, продукцию.
2. Аксиома: Единственным мотивом для экономической деятельности, который должен рассматриваться экономической наукой, является получаемый гражданином доход за результат своей деятельности. Экономические показатели (прибыль и рентабельность) предприятий сами по себе не могут рассматриваться в качестве мотива для экономической деятельности. Экономических интересов у предприятий и компаний не может быть по определению. Интересом могут обладать только физические, а не неодушевленные юридические лица.
Согласно этому положению, предприятия и компании не должны рассматриваться в качестве субъектов хозяйственной деятельности. Они всего лишь объекты хозяйственной деятельности для физических лиц (собственников, администрации и наемных трудящихся), стремящихся увеличить свои доходы, а не субъекты. Субъектами хозяйственной деятельности могут быть только физические лица. За интересами предприятий и компаний всегда скрываются интересы конкретных лиц, которые принимают или влияют на решения, принимаемые от имени юридических лиц. Все экономические показатели и доходы юридических лиц в экономической науке необходимо рассматривать лишь по степени их влияния на доходы физических лиц, принимающих или влияющих на принятие тех или иных решений от имени предприятий (прибыль предприятий, убытки, налоги, амортизационные отчисления, банкротство).
Существующая правовая практика, признающая юридические лица в качестве хозяйствующих субъектов размывает ответственность физических лиц, принимающих решения от имени предприятий, что негативно влияет на эффективность работы не только самих предприятий, но и всей экономики в целом.
Влияние неэкономических интересов (престижность профессий, стремление к творческой работе и т.д.) экономической наукой не должно рассматриваться. Влияние этих интересов на поведение людей должно быть предметом для изучения и рассмотрения другими общественными науками.
3. Аксиома: Несоответствие соотношения доходов граждан результатам их деятельности на пользу общества является основной болезнью любой экономической системы.
Абсолютного соответствия достичь невозможно, как невозможно добиться и ста процентов коэффициента полезной деятельности любой машины. При определенных условиях несоответствие соотношения доходов граждан результатам их деятельности может достигать таких размеров, при которых все экономические решения хозяйствующих субъектов с целью повышения своих доходов в целом становятся ложными, и они дестабилизируют экономическую жизнь общества (финансово-экономические кризисы и социальные потрясения).
4. Главная задача экономической науки: выявить, какие условия, создаваемые органами государственной власти и международными организациями, увеличивают соответствие соотношений доходов граждан результатам их деятельности на пользу общества, а какие напротив уменьшают?
5. Определение стоимости товара и денег.
Стоимость каждого товара определяет его ценность (полезность) обществу по отношению ко всем остальным, численно измеряемой деньгами при оплате товара покупателем. Отсюда и экономическая категория цена товара. Ценность - категория не абстрактная, а конкретно определяемая каждым покупателем. Стоимость товара величина относительная. Стоимость отдельного товара без стоимости всех остальных измерить невозможно. Ложная стоимость (ложные цены) отдельных товаров искажает стоимость всех остальных. Стоимость товара определяется только в момент его оплаты реальными денежными средствами.
Деньги в рыночной экономике являются инструментом для численного соизмерения ценности одних товаров по отношению ко всем остальным.
Такое определение стоимости товаров и денег в рыночной экономике позволяет правильно оценить сложившуюся экономическую ситуацию.
Если стоимость товаров искажена ложным механизмом образования цен на относительно небольшое количество товаров, то их постепенное исправление нормализует экономическую ситуацию.
Если же механизм образования цен ложный на большинство товаров, то необходимо принять одновременно комплекс взаимоувязанных мер, что относится к понятию радикальной экономической реформы. Отдельные, самые правильные, на первый взгляд, меры (борьба с инфляцией, банкротство предприятий, принудительный характер ликвидации неденежных отношений и неплатежей, строгое наказание за неуплату налогов, ликвидация неэффективной государственной собственности и т. д.), но принятые не в комплексе со всеми остальными, не только не улучшат экономическое положение в стране, но, напротив, они способны дестабилизировать работу производительных сил.
Для того чтобы изменить экономическое положение в России, в экономике которой большая часть цен на промышленную продукцию носит ложный характер (они не подчинились платежеспособному спросу и носят по-прежнему затратный характер себестоимость плюс планируемая прибыль), необходимо принять одновременно комплекс взаимоувязанных мер. Меры в отдельных отраслях народного хозяйства и изменения каких-то параметров в финансовой и налогово-бюджетной системе не могут привести к успеху, так как все экономические показатели работы предприятий оказались ложными. Они не дадут возможности сформироваться ценам на абсолютное количество товаров, соответствующим равенству спроса и предложений, то есть истинной относительной ценности товаров обществу. Экономика России нуждается в проведении комплексной реформы, которая сформирует правильное соотношение цен и обеспечит хозяйствующих субъектов истинной экономической информацией для принятия ими эффективных решений. Не признание необходимости такого комплексного варианта решения экономических проблем грозит продолжением деградации экономики с непредсказуемыми последствиями.
Другой принципиальный вывод из определения денег и стоимости товаров: денежная и финансовая система должны обслуживать народное хозяйство, а не наоборот, как это установилось в мировой практике под влиянием неомонетаристов, поскольку деньги являются лишь инструментом для измерения ценности товаров по отношению друг к другу и не могут иметь какого-либо самостоятельного значения. Они не должны отрываться от процессов купли и продажи товаров, процессов соизмерения ценностей товаров обществу. Необходима серьезная реформа мировой финансовой системы, с переводом работы национальных банков во всех государствах на некоммерческий характер работы. Денежная политика национальных банков должна быть независимой от формирования бюджета. Руководство национальных банков обязано нести ответственность перед высшими органами государственной власти только за эффективное обслуживание народного хозяйства деньгами. Оно должно нести ответственность за инфляцию или дефляцию, а такжн должно иметь право эмиссии и изъятия из экономики любого количества денег. Решение всех остальных задач в области денежной политики для национальных банков должны быть признаны ложными. Поэтому национальные банки не должен иметь собственных доходов.
6. Определение коммерческих и некоммерческих денег.
Все деньги необходимо различать по целям, на которые они расходуются, и разделить их на коммерческие (инвестиционные) и некоммерческие (потребительские).
Коммерческие (инвестиционные) деньги тратят с целью производства доходов для их собственников. Когда их тратят, то планируют, какой и когда они смогут принести доход в будущем.
Некоммерческие (потребительские) деньги тратят с целью удовлетворения конкретных потребностей граждан и общества (семейные, государственные бюджеты). Когда их тратят, то не планируют, какой конкретно доход они принесут в будущем.
Деньги, которые тратят коммерческие предприятия в своей деятельности, и деньги домашних хозяйств, которые они тратят для производства доходов, относятся к коммерческим. Когда их тратят, то планируют, какой доход и когда они должны принести собственникам денег. Деньги, которые тратят домашние хозяйства на свои нужды, деньги бюджетов разных уровней и некоммерческих предприятий относятся к некоммерческим (потребительским).
Коммерческие и некоммерческие деньги постоянно переходят друг в друга. Их нельзя различить по какому либо внешнему признаку. Их можно различить только по целям, для достижения которых их тратят.
Согласно такому делению денег, необходимо снять налоги на те денежные средства, которые тратятся для производства доходов в обществе. Коммерческие (инвестиционные) денежные средства предприятий не должны подлежать налогообложению, кроме регулирующих в целях повышения себестоимости товаров (алкоголь, природные ресурсы, таможенные пошлины).
Деление денег на коммерческие (инвестиционные) и на некоммерческие (потребительские) позволит более эффективно организовать налогово-бюджетную и денежную политику государства. Количество коммерческих денег в народном хозяйстве не влияет на покупательную способность граждан. Оно не оказывает влияния на цены потребительских товаров, а, следовательно, и на уровень инфляции или дефляции. В то же время от количества коммерческих (инвестиционных) денег зависит объем ресурсов общества, используемых производительными силами. Они определяют степень их использования в общественном производстве. От количества коммерческих денег (суммарного объема кредитов) не зависит напрямую уровень инфляции.
Отсюда бюджеты всех уровней должны формироваться только за счет части потребительских денег домашних хозяйств (подоходного налога). Налогом с целью формирования бюджетов государства нельзя облагать деньги предприятий и ту часть денег домашних хозяйств, которые они направляют для производства доходов для себя. Государство должны содержать граждане, но не предприятия. Предприятия – необходимо рассматривать, как инструмент по производству доходов для собственников, администрации и наемных трудящихся. Государство своей налоговой политикой не должно им мешать производить доходы для себя и для всего общества, так как они платят налоги со своих доходов. С этой точки зрения налоговую политику в США необходимо признать как наиболее эффективную, так как федеральный бюджет формируется в основном за счет подоходного налога.
В России создана за время реформ одна из самых неэффективных налоговых систем в мире, так как основным источником налоговых поступлений в бюджеты всех уровней являются деньги предприятий. Но их деньги являются коммерческими, а бюджетные деньги потребительскими. Предприятия при такой налоговой политике лишаются денег для своего развития, а в потребительском секторе постоянно увеличивается количество денег за счет бюджетных расходов, что приводит к неконтролируемой инфляции даже без эмиссии денег, а борьба с инфляции приводит к острейшему дефициту инвестиций. Если отменить налоги на коммерческие денежные средства, то такая политика создаст максимально благоприятный климат для развития всех отраслей народного хозяйства, в том числе и для малого бизнеса.
Согласно делению денег на коммерческие и некоммерческие, основным источником инвестиций в народном хозяйстве должны стать национальные банки. Коммерческих денег должно быть неограниченное количество, столько, сколько требует народное хозяйство. Кредитные ставки должны быть дешевыми. Но получатели кредитов должны нести жесткую персональную ответственность за их своевременное погашение, чтобы они не могли переходить в потребительский сектор и не способствовать развитию инфляционных процессов.
7. Основной закон рынка: В рыночной экономике существует неотвратимая сила - ответственность собственников товаров за их реализацию, принуждающая продавцов снижать свои цены до уровня признания их покупателями.
Этот закон должен стать фундаментом всей экономической науки, так как определяет главную силу, которая приводит цены на рынке в состояние равенства спроса и предложений. Ответственность собственников предприятий за результаты их работы наводит величайший порядок в системе цен. Действие основного закона рынка обеспечивает соответствие результатов деятельности предприятий количеству денег, которыми оплачиваются производимые ими товары и услуги. Интерес собственников и их ответственность за результаты работы предприятий заставляют все цены снижаться до уровня признания их покупателями. Если цены не будут снижаться до уровня признания их покупателями, то собственник товаров будет нести максимальный убыток от их нереализации.
Под воздействием основного закона рынка цены на все товары приходят в состояние равновесия - равенства спроса и предложений. Это самый удивительный механизм в общественном производстве, который изобрело человечество в результате своей многовековой хозяйственной деятельности. Он обеспечивает согласие продавцов и покупателей в количестве денег для того, чтобы товар был продан и оплачен покупателем в допустимый для каждого товара срок, что и обеспечивает общественный рыночный характер экономической деятельности всех разрозненных производителей и потребителей.
Основной закон рынка вскрывает главную полезную роль собственника – его ответственность своим личным имуществом за результаты работы предприятий, - что и приводит цены на все товары и услуги к равенству спроса и предложений. Без этой центральной для общественного производства полезной роли собственника, истинно рыночный характер работы экономики обеспечить невозможно. Невозможно обществу правильно деньгами оценить результат деятельности предприятий на пользу общества. Поэтому необходимо признать, что определение собственника, как эксплуататора, который ничего не делает, а лишь присваивает прибавочную стоимость, создаваемую наемным трудом, является ложной и приводит к ложным социальным идеям социализма и коммунизма. Собственник, если экономическая жизнь происходит в нормальных условиях, играет центральную роль, он несет ответственность своим имуществом за результаты работы предприятий.
Современная экономическая наука постоянно декларирует о преимуществах экономики с частной собственностью, но не вскрывает механизма влияния интереса собственника на эффективность общественного производства и распределения. Он по-прежнему в современной экономической науке играет роль эксплуататора, который, ничего не делая, присваивает прибыль предприятий.
Используя выводы, следующие из основного закона рынка, можно повысить эффективность работы производительных сил в любой стране мира. Для этого необходимо исключить из хозяйствующих субъектов безответственных собственников, которые сегодня распространены в экономике всех стран. Это, в первую очередь юридические лица, которые не могут обладать интересом собственника, так как они лица неодушевленные, а также обладатели акций, которые не ответственны своим личным имуществом за результаты работы предприятий и компаний и не участвуют в принятии каких-либо решений, затрагивающие эффективность работы предприятий.
Введение ответственности личным имуществом, например залогом, всех обладателей акций за результаты работы предприятий прекратит существование паразитических доходов от спекуляций на фондовых рынках. Стоимость акций будет соответствовать реальной прогнозируемой доходности работы предприятий. Прекратятся финансовые кризисы, вызванные дестабилизирующей ролью игроков фондовых и финансовых рынков, которые реагируют в большей степени не на реальную доходность предприятий и компаний, а на различные иные факторы. В экономике не должно быть места финансовым игрокам. В ней должны быть только хозяйствующие субъекты, ответственные за результат своей деятельности или бездеятельности.
Знание основного закона рынка позволило бы избежать главной ошибки реформаторов в России и других странах при переходе от плановой системы к рыночной. Эта ошибка заключалась в том, что при решении главного вопроса для рыночной экономики - вопроса о новом собственнике предприятий - была произведена подмена частного собственника собственником в виде юридического лица. Приватизация предприятий была подменена их акционированием. Акционирование предприятий не привело к ответственности собственников своим личным имуществом за результаты работы предприятий. Предприятия стали бесхозными, что привело к всеобщей криминализации народного хозяйства и к поражению рыночных реформ. В промышленности не появилась неотвратимая сила - интерес и ответственность частных собственников (физических лиц) за реализацию товаров, которая заставила бы цены на продукцию предприятий снижаться до уровня признания их потребителями. Основной закон рынка в промышленности России до сих пор не работает из-за отсутствия ответственных собственников промышленных предприятий и финансовых учреждений за результаты их работы. По этой причине цены на промышленную продукцию оказались свободными не только от государства, но и от всего общества. Они стали жить своей собственной жизнью и заблокировали образование новых более эффективных денежных (рыночных) хозяйственных связей, что парализовало работу большей части промышленности. При попытке перейти на рыночные отношения оказался сохраненным затратный, нерыночный механизм ценообразования на большинство промышленных товаров. По этой причине на смену всеобщего дефицита товаров пришел еще более разрушительный дефицит платежеспособного спроса.
Рыночные реформы в России и в большинстве других стран бывшей социалистической системы оказались несостоятельными из-за того, что не заработал основной закон рынка - цены на промышленную продукцию не подчинились платежеспособному спросу потребителей. Они не стремятся к равенству спроса и предложений и сохранили затратный, нерыночный механизм образования (себестоимость плюс планируемая прибыль).
На основании основного закона рынка, для того чтобы изменить коренным образом экономическую ситуацию в России и других странах бывшей социалистической плановой системы, необходимо, в первую очередь, решить вопрос о проведении крупномасштабной настоящей приватизации предприятий. Приватизация предприятий, принадлежащих сегодня неодушевленным юридическим лицам, с возложением на физические лица (частных собственников) ответственности своим личным имуществом (залогом) за результаты работы предприятий, в случае ее проведения, запустит работу основного закона рынка. Цены на промышленную продукцию снизятся до уровня признания их потребителями и устранят барьеры, образовавшиеся на пути производства и реализации товаров на внутреннем рынке. Исчезнут также неденежные экономические отношения в народном хозяйстве (взаимозачеты, бартер, вексельное обращение, неплатежи).
8. Закон эффективности натурально планового и рыночного управления экономической деятельностью.
Закон эффективности натурально планового и рыночного управления экономической деятельностью определяет эффективность каждого от количества хозяйствующих субъектов, попадающих в сферу их действия. На каждом предприятии во всех странах мира применяется натурально плановое управление экономической деятельностью. Внутри предприятий отсутствует система купли и продажи произведенной продукции.
Эффективность натурально планового управления хозяйственной деятельности падает с увеличением количества хозяйствующих субъектов, а эффективность рыночного, денежного напротив возрастает.
И наоборот, эффективность натурально планового возрастет от уменьшения количества хозяйствующих субъектов, а эффективность рыночного падает.
При увеличении количества хозяйствующих субъектов в натурально-плановой системе управления растет бюрократизация экономической деятельности. Индивидуальные качества производимой продукции и производительных сил при поступлении в высший орган управления для принятия решений вынужденно обобщаются, что приводит к потере качества производимой продукции и учета индивидуальных возможностей производительных сил. Чем выше уровень управления, тем больше отрыв индивидуальных качеств в обобщенных показателях. В этом заключалась основная причина неконкуретоспособности плановой государственной экономики по отношению к рыночной.
При рыночном управлении хозяйственной деятельностью, напротив, чем больше продавцов и покупателей, тем больше вероятность нахождения каждым покупателем и продавцом наиболее эффективного партнера. Чем больше размеры рынка, тем эффективней образующиеся торговые связи. При малых объемах рынка он становится менее эффективным, чем натурально-плановое управление хозяйственной деятельностью.
В этой связи для эффективности управления экономической деятельностью необходимо максимально возможно увеличивать объемы рынка, убирая все преграды на пути движения товаров, денег и людей, а размеры предприятий с натуральным планированием производства продукции необходимо максимально возможно уменьшать, даже не меняя их собственников. Отсюда концентрация финансов не ведет к негативным последствиям для экономики, если она не увеличивает уровень натурального планирования.