Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
Hagen
  Лизинговые компании идут в регионы
СообщениеДобавлено: 22.03.07 15:58 
[...] остается привлекательным механизмом финансирования для многих предприятий. И несмотря на некоторое снижение маржи лизинговых компаний, конкуренция в этой сфере только усиливается. Ужесточению конкуренции способствует выход на российский рынок западных финансовых институтов.

По итогам прошлого года, объем лизинговых операций в России превысил 8,5 млрд долларов, а объем сделок за первое полугодие 2006 года составил порядка 5 млрд долларов. Именно такой объем финансирования рынок уже "переварил" в текущем году.

Этот рост сохранится, утверждают эксперты, хотя он и не будет таким бурным, как два года назад, когда темпы развития достигали 80%. По мнению генерального директора "Лизинговой компании Уралсиб" Дмитрия Шицле, темпы роста в 2006 году будут колебаться между 30 и 40%. Однако не менее чем количественные важны показатели качественных изменений на рынке. В текущем году российский [...] достиг определенной зрелости, приближаясь по своей структуре к рынкам развитых стран.

[...]

Сейчас [...] находится в стадии роста, который обусловлен активностью не только лизинговых компаний, но и банков. Сергей Могильницкий, начальник управления по работе с предприятиями нефтегазовой отрасли Промсвязьбанка, считает, что финансирование [...] становится для банков типовой операцией: "Банки охотнее финансируют лизинговые компании, используя их в качестве дополнительного инструмента размещения с пониженным риском, поскольку право собственности на финансируемое имущество принадлежит лизинговой компании, а не заемщику, как при банковском кредите. Разницу между ценой реализации (в случае изъятия имущества) и средствами на ее приобретение можно всегда отрегулировать суммой участия лизингополучателя в лизинговой сделке собственными средствами (аванс)".

Желая еще более ужесточить контроль за финансовыми потоками, многие банки более активно используют практику учреждения собственных [...]. На рынке их уже немало: "Альфа-Лизинг", "Авангард-Лизинг", "Внешлизинг", "Номос-Лизинг", "ММБ-Лизинг", "Лизинг-СДМ" и др. Банки сами поставляют клиентов для таких компаний и стремятся к тому, чтобы портфель заказов и качество услуг постоянно повышались.

Кроме того, на рынке появились новые игроки, за которыми стоят западные банки. Международные финансовые институты поняли, что рынок лизинга в России имеет привлекательную рентабельность и приемлемый кредитный риск. "Привлекательность нашего рынка оказалась такой, что не оставила равнодушными иностранцев. В результате мы получили усиление конкуренции по всем ведущим направлениям рынка, прежде всего автомобильного и железнодорожного транспорта", - отмечает главный руководитель проекта управления лизинговых операций Альфа-Банка Юрий Бурлаков.

Маржа снижается

Активная деятельность кредитных организаций в сфере лизинга привела к росту конкуренции на этом рынке и снижению стоимости услуг. Как следствие снизилась маржа лизинговых компаний по сравнению с ситуацией, которая была на рынке два-три года назад. Если в 2001-2002 годах маржа лизинговой компании могла доходить до 6-7% годовых, то сейчас нередки случаи, когда ставки устанавливаются на уровне 2,5-3% годовых в зависимости от суммы сделки, ее продолжительности и степени риска. Кроме того, "сейчас понижается стоимость лизинга в целом, - говорит Александр Кожевников, генеральный директор ОАО "Авангард-Лизинг", - поскольку на российском рынке существенно понижается стоимость денег, а эта составляющая влияет на цену в большей мере. Добавлю, что раньше лизинг считался высокодоходным бизнесом, а сейчас уже сложно говорить об этом. Основное преимущество лизинга для банка - высокая надежность лизинговых операций".

Константин Рыбкин, начальник управления лизинговых проектов Бинбанка, подчеркивает, что о марже лизинговых компаний говорить сложно, поскольку она "прячется" в графике лизинговых платежей: "В целом же такая тенденция присутствует, так как она связана с общей тенденцией снижения процентной ставки по банковским кредитам".

Конкуренция на пользу клиентам

В условиях обостряющейся конкуренции за лизингополучателя на рынке наблюдается снижение ставок, уменьшение авансового платежа, увеличение сроков договоров, дополнение лизинга различными услугами. При этом наиболее значительные изменения произошли в условиях предоставления и географии присутствия автолизинга, рассказывает Дмитрий Шицле ("Лизинговая компания Уралсиб"): "Условия действующих программ по автокредитованию, предлагаемые коммерческими банками, поставили перед лизинговыми компаниями задачу внедрения альтернативных экспресс-программ с возможностью принятия решения по сделке в минимальные сроки. Лизинговые компании ограничиваются проверкой деловой репутации клиента и не вдаются в подробности его финансового состояния. Сегодня скоринг - это необходимость, а не временное маркетинговое решение".

Некоторые лизинговые структуры предлагают клиентам "револьверный" лизинг, то есть лизинг машин и оборудования с длинными сроками амортизации (недвижимость, вагоны и т. д.) на условиях продления договора лизинга после завершения предыдущего с остаточной стоимостью. При этом у клиента есть выбор: либо выкупить имущество по остаточной стоимости в конце срока лизинга, либо продлить лизинг на новый срок.

Перечисленные выше тенденции, по мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), особенно заметны в области лизинга железнодорожного транспорта. Аванс по договору лизинга снизился за последний год-полтора с 20-30% до 0-10%, а максимальный срок лизинга увеличился с 5 до 7 лет, а в некоторых случаях даже до 10 лет. При этом в большинстве случаев лизинговые компании не требуют дополнительного обеспечения, принимая дополнительный риск на финансовое состояние лизингополучателя. В связи с этим участники рынка предлагают новые программы.

По мнению Антона Купринова, генерального директора "ММБ-Лизинг", снижается не столько стоимость услуг, сколько стоимость затрат на обслуживание кредитных ресурсов, что переносится на лизингополучателей. "Упрощаются процедуры по стандартным сделкам с высоколиквидным имуществом, таким как лизинг автотранспорта, где риски, связанные с "поверхностным" анализом финансового состояния лизингополучателей, минимизируются большей маржой, большим количеством клиентов и относительно небольшой суммой сделки, обеспеченной высоколиквидным залогом. В отношении более сложного и менее ликвидного оборудования наоборот, лизинговые компании стали более тщательно относиться к рассмотрению проектов, основываясь на прежнем "горьком опыте". Для небольших клиентов, в особенности региональных, сотрудничество с крупной лизинговой компанией кроме всего прочего дает преимущества при работе с поставщиками оборудования, так как опыт специалистов лизинговой компании позволяет лизингополучателям избежать проблем, связанных с непоставкой оборудования продавцом или неисполнением продавцом условий контракта", - говорит эксперт.

Из Москвы в регионы

Еще совсем недавно рынок лизинговых услуг был сконцентрирован в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в последнее время вследствие усилившейся конкуренции лизинговые компании двинулись в регионы. По некоторым оценкам, московские и питерские компании более половины сделок заключают в регионах.

Именно за счет регионов, подчеркивает Сергей Могильницкий (Промсвязьбанк), лизинговые компании имеют возможность существенно увеличить объемы операций. При этом успешная работа в регионах зависит от наличия там отделений лизинговой компании или грамотных уполномоченных представителей в филиалах банков, где существуют отлаженные технологии взаимоотношений с головным офисом при проработке и реализации лизинговых сделок.

Юрий Бурлаков (Альфа-Банк) отмечает, что традиционно наибольшее внимание уделяется Уралу, Сибири и Поволжью. "К сотрудничеству в регионах активно привлекаются средние и малые предприятия. В перспективе мы ожидаем заметного расширения географии операций лизинговых компаний за счет открытия своих представительств, филиалов, а также поглощений региональных операторов, обладающих определенным "клиентским багажом", - говорит специалист.

Лидеры роста

Самым активным потребителем лизинговых услуг на российском рынке остается транспортный сектор: железнодорожный, автомобильный, воздушный. На него выпадает почти 50% всех сделок. Это неудивительно, поскольку финансовая аренда средств транспорта во всем мире считается наименее рискованным финансовым инструментом.

Лидером роста является железнодорожный транспорт. Спрос на подвижной состав превзошел прогнозы специалистов. В 2003 году удельный вес этого сектора составил 9,5%, в 2004 году - около 23%, а в 2005 году объем сделок вырос, по данным агентства "Эксперт РА", в пять раз и достиг 1,9 млрд долларов. Основным двигателем лизинга стала инвестпрограмма ОАО "РЖД", стартовавшая в 2003 году с конкурсов по получению вагонов. В 2006 году государственная монополия увеличила свою инвестпрограмму до 25 млрд рублей. Кроме того, увеличению объемов рынка способствовал ряд факторов, включая изменения в законодательстве, возможность использовать более "длинные" деньги при финансировании сделок, высокий уровень ликвидности передаваемого в лизинг ж.-д. транспорта.

По мнению Юрия Бурлакова (Альфа-Банк), это направление в лизинге останется лидером при некотором снижении темпов роста. Конкуренция в данном секторе будет возрастать, так как здесь заметную активность проявляют лизинговые компании, созданные с участием западных финансовых институтов.

[...]
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2023