Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  
Автор Сообщение
Economizer
  Механизм НДС
СообщениеДобавлено: 10.06.07 13:19 

Зарегистрирован: 20.04.06 08:41
Сообщения: 13
Что почитать для уяснения механизма НДС. Желательно статьи в интернете. Или может прямо здесь кто-нибудь разьяснит.
Банально общую схему взимания и как он возмещается. Вот хотябы на примере 3 фирм. 1-ая добывает сырьё, продаёт 2-ой компании, 2-ая компания обрабатывает его и продаёт в виде готовой продукции торговой фирме (3-я компания), а уже она через свою сбытовую сеть перепродаёт товар населению.
Особо интересуют какие кто вычеты получит и на кого ляжет налоговое бремя. Суммы можно взять произвольные, ставка НДС пусть будет 18%.
Вернуться к началу
 
 
Czyan
 
СообщениеДобавлено: 10.06.07 14:15 
Ведущий консультант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.07.04 19:19
Сообщения: 11506
Откуда: Планета Россия
НДС


Система налогообложения товаров на сумму стоимости, добавленной на каждом этапе их производства, обмена или перепродажи. Процентная ставка может различаться в зависимости от вида продукции. Такой налог взимается в нашей стране при реализации всех товаров, услуг и выполнении всех работ за редкими исключениями, оговариваемыми в специальных постановлениях. НДС включается производителем или продавцом в цену товара, оплачивается покупателем и рассчитывается как разность между НДС, уплаченным покупателем, и НДС, уплаченным в связи с расходами, включаемыми в себестоимость продукции . В платежных документах НДС выделяется отдельной строчкой.


Хотя теоретически НДС является налогом на добавленную стоимость (value added), на практике он похож на налог с оборота, когда каждый торговец добавляет в выписываемые им счета-фактуры этот налог и ведет учет собранного налога для последующего представления информации в Департамент налогов и сборов. Однако продавец имеет право вычитать сумму налога, который он, согласно выписанным ему счетам-фактурам, уплатил за товары и услуги (но не в виде заработной платы или жалованья). Таким образом, этот налог является косвенным (indirect tax), а его бремя ложится в итоге не на торговцев, а на конечных потребителей товаров и услуг. Данная система налогообложения создана для того, чтобы избежать уплаты налога на налог в связи с тем, что товары и услуги проходят длинный путь к потребителю; при системе НДС все товары и услуги несут в себе только налог, который взимается при окончательно продаже товаров потребителю. НДС был введен в Великобритании в 1973 г. и одновременно в странах - ее партнерах по ЕЭС. В Великобритании НДС взимается со всех товаров и услуг, кроме освобожденных от него или облагаемых НДС по нулевой ставке (zero-rated).

_________________
Пусть Путь Ваш освещается Светом Души Вашей!
Вернуться к началу
 
 
Czyan
 
СообщениеДобавлено: 10.06.07 14:18 
Ведущий консультант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.07.04 19:19
Сообщения: 11506
Откуда: Планета Россия
Код:
┌──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│            Порядок возмещения (зачета, возврата) НДС по товарам (работам, услугам),              │
│                       облагаемым по ставке 0 процентов (ст. 176 НК РФ)                           │
│                                                                                                  │
│                                      ┌──────────────────┐                                        │
│┌─────────────────────────────────────┤ Налогоплательщик ├───────────────────────────────────────┐│
││                                     └──────────────────┘                                       ││
││Представление в налоговый орган:                                                                ││
││- отдельной налоговой декларации                                                                ││
││- документов, подтверждающих обоснованность применения налоговой ставки 0% (перечень  и  порядок││
││  представления)                                                                                ││
│└───────────────────────────────────────────────┬────────────────────────────────────────────────┘│
│                                                ¬                                                 │
│                                       ┌────────┴────────┐                                        │
│┌──────────────────────────────────────┤ Налоговый орган ├───────────────────────────────────────┐│
││                                      └─────────────────┘                                       ││
││              В течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком                    ││
││                               документов и налоговой декларации                                ││
││  ┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ ││
││  │       Проверка обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов          │ ││
││  └───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┘ ││
││                                              ¬                                                 ││
││      ┌───────────────────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┐      ││
││ ┌────┤                               Принятие решения:                                  ├────┐ ││
││ │    └─────────────────────────────────────┬──────┬─────────────────────────────────────┘    │ ││
││ │о возмещении  путем  зачета  или  возврата│      │об  отказе  (полностью  или   частично)  в│ ││
││ │соответствующих сумм                      │      │возмещении                                │ ││
││ └┬─────────────────────────────────────────┘      └──────────────────────┬───────────────────┘ ││
││  │                                                                       ¬                     ││
││  │ ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────┴───────────────────┐ ││
││  │ │Предоставление налогоплательщику мотивированного заключения  не  позднее  10  дней  после│ ││
││  │ │вынесения решения                                                                        │ ││
││  │ │В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не  вынесено  решения  об│ ││
││  │ │отказе и (или) указанное заключение не представлено  налогоплательщику,  налоговый  орган│ ││
││  │ │обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и│ ││
││  │ │уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение 10 дней                         │ ││
││  ¬ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘ ││
││┌─┴───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐ ││
│││                Случай                   │            Действия налогового органа             │ ││
││├─────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ ││
│││Наличие у  налогоплательщика:            │* Принятие  решения  о  зачете   в   первоочередном│ ││
│││- недоимки и пени по НДС                 │  порядке                                          │ ││
│││- недоимки  и  пени  по  иным  налогам  и│* Самостоятельное проведение зачета                │ ││
│││  сборам                                 │* Уведомление  налогоплательщика  о   произведенном│ ││
│││- задолженности по присужденным налоговым│  зачете в течение 10 дней                         │ ││
│││  санкциям, подлежащим зачислению  в  тот│В случае, если налоговым органом принято решение  о│ ││
│││  же  бюджет,  из  которого  производится│возмещении,  при  наличии   недоимки   по   налогу,│ ││
│││  возврат                                │образовавшейся  в   период   между   датой   подачи│ ││
│││                                         │декларации и датой возмещения соответствующих  сумм│ ││
│││                                         │и не превышающей сумму,  подлежащую  возмещению  по│ ││
│││                                         │решению налогового органа, пеня на  сумму  недоимки│ ││
│││                                         │не начисляется                                     │ ││
││├─────────────────────────────────────────┼───────────────────────────────────────────────────┤ ││
│││Отсутствие у налогоплательщика  указанных│Зачет сумм, подлежащих возмещению  в  счет  текущих│ ││
│││выше недоимок, пеней, задолженности      │платежей по:                                       │ ││
│││                                         │- НДС и (или) иным налогам, подлежащим уплате в тот│ ││
│││                                         │  же бюджет                                        │ ││
│││                                         │- налогам,  уплачиваемым  в  связи  с  перемещением│ ││
│││                                         │  товаров через таможенную территорию РФ и в  связи│ ││
│││                                         │  с  реализацией  работ  (услуг),   непосредственно│ ││
│││                                         │  связанных  с  реализацией   таких   товаров   (по│ ││
│││                                         │  согласованию с таможенными органами)             │ ││
│││                                         │                    или                            │ ││
│││                                         │┌─────────────────────────────────────────────────┐│ ││
│││                                         ││Возврат     сумм,      подлежащих      возмещению││ ││
│││                                         ││налогоплательщику по его заявлению               ││ ││
│││                                         ││Решение о возврате  сумм  налога  принимается  не││ ││
│││                                         ││позднее последнего дня  указанного  трехмесячного││ ││
│││                                         ││срока и в тот же срок направляется на  исполнение││ ││
│││                                         ││в соответствующий орган федерального казначейства││ ││
│││                                         │└────────────────────────┬────────────────────────┘│ ││
││└─────────────────────────────────────────┴─────────────────────────┼─────────────────────────┘ ││
│└────────────────────────────────────────────────────────────────────¬───────────────────────────┘│
│                 ┌───────────────────────────────────────────────────┴──────────┐                 │
│┌────────────────┤              Органы федерального казначейства                ├────────────────┐│
││                └──────────────────────────────────────────────────────────────┘                ││
││* Возврат сумм  осуществляется  органами  федерального     * При   нарушении  указанных  сроков,││
││  казначейства  в  течение двух недель после получения       на  сумму,   подлежащую    возврату││
││  решения налогового органа                                  налогоплательщику,      начисляются││
││В случае,   когда  такое    решение    не     получено       проценты     исходя    из    ставки││
││соответствующим  органом федерального казначейства  по       рефинансирования ЦБ РФ             ││
││истечении  семи   дней,  считая  со  дня   направления                                          ││
││налоговым  органом,   датой   получения такого решения                                          ││
││признается восьмой  день, считая  со  дня  направления                                          ││
││такого  решения налоговым органом                                                               ││
│└────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘│
│Порядок возмещения НДС при  реализации  товаров  (работ,  услуг)  для  официального  использования│
│иностранными дипломатическими или приравненными к ним представительствами,  а  также  для  личного│
│использования персоналом  этих  представительств  определен  постановлением  Правительства  РФ  от│
│30.12.2000 N 1033                                                                                 │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘


_________________
Пусть Путь Ваш освещается Светом Души Вашей!
Вернуться к началу
 
 
Czyan
 
СообщениеДобавлено: 10.06.07 14:20 
Ведущий консультант
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 12.07.04 19:19
Сообщения: 11506
Откуда: Планета Россия
Порядок возмещения НДС при экспорте товара

При реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, обложение данной операции НДС производится по ставке 0 процентов. Для подтверждения обоснованности применения данной ставки в налоговый орган должны быть представлены документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ. Перечень, указанный в данной норме, зависит от условий заключенного внешнеторгового контракта и включает следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (работ, услуг) за пределы таможенной территории Российской Федерации. При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору представляется договор комиссии, договор поручения либо агентский договор (копии договоров) налогоплательщика с комиссионером, поверенным или агентом, а также соответствующий контракт (копия контракта);
выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя экспортируемого товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке. При реализации товаров через комиссионера, поверенного или агента по договору комиссии, договору поручения либо агентскому договору представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товаров (припасов) на счет налогоплательщика или комиссионера (поверенного, агента) в российском банке;
грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган вместе с отдельной декларацией (п. 6 ст. 164 НК РФ), в которой налогоплательщиком указываются сумма налоговых вычетов и сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета. В соответствии с п. 4 ст. 176 НК РФ суммы налога, указанные в ст. 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п.п. 1-6 и 8 п. 1 ст. 164, подлежат возмещению путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и документов, предусмотренных ст. 165.
В силу пп. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты, в том числе на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами в соответствии с порядком, установленным пп. 5, 6 ст. 169 НК РФ, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Таким образом, для установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии или об отсутствии у налогоплательщика права на возмещение НДС при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, должны быть исследованы не только документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, но и счета-фактуры.
Пункт 4 ст. 176 НК РФ устанавливает для налоговых органов трехмесячный срок проверки обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и возмещения налога из бюджета. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. В случае, когда такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом. При нарушении этого срока на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Банка России.
Рассмотрим некоторые особенности возмещения НДС на примере принятых арбитражными судами судебных актов и писем уполномоченных органов.

Подтверждение поступления выручки от иностранного лица

В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.04 г. по делу N А56-27499/03 обращено внимание на то, что в банковском законодательстве отсутствует такой документ, как выписка банка, содержащий сведения, указанные в ст. 165 НК РФ. Согласно п. 2.1 раздела 2 "Аналитический и синтетический учет" части III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденного указаниями Банка России от 5.12.02 г. N 205-П, банк оформляет и ведет лицевые счета клиентов, которые относятся к документам аналитического учета банка. Порядок отражения операций по лицевым счетам определен при характеристике каждого счета (часть II Правил). Лицевым счетам присваиваются наименования и номера. Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. Лицевые счета клиентов печатаются применительно к действующим формам бланков в двух экземплярах и передаются в бухгалтерию. Второй экземпляр является выпиской из лицевого счета и предназначается для выдачи или отсылки клиенту. Этим же пунктом предусмотрено, что по суммам, проведенным по кредиту, к выпискам из лицевых счетов должны прилагаться документы (их копии), на основании которых совершены записи по счету.
С учетом изложенного арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу, что банковское законодательство содержит такой вид документа, как "выписка из лицевого счета", и предусматривает приложение к выписке документов, на основании которых проведены записи по счету, при предоставлении клиенту названной выписки по суммам, проведенным по кредиту, т.е. поступившим клиенту.
Принимая во внимание требование п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ о представлении налогоплательщиком выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя отгруженного на экспорт товара на счет налогоплательщика в российском банке, следует признать, что в этом подпункте идет речь не о "выписке из лицевого счета", а о документе (или комплекте документов) банка, подтверждающем (подтверждающих) следующие обстоятельства:
денежные средства поступили на счет налогоплательщика в российском банке;
поступившие денежные средства являются оплатой товара, отгруженного во исполнение конкретного заключенного с иностранным покупателем контракта;
денежные средства поступили от иностранного покупателя экспортированного товара - стороны по контракту.
Эти документы должны быть собраны налогоплательщиком согласно п. 9 ст. 167 НК РФ до подачи декларации и приложены к декларации в составе комплекта документов, представляемого в налоговый орган в соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
Как подчеркнул арбитражный суд кассационной инстанции в принятом постановлении, судами установлено, что представленный Обществом в налоговую инспекцию комплект документов, в том числе выписка банка с лицевого счета и SWIFT-сообщения иностранного банка, подтверждают выполнение Обществом требований п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ: указанные в них суммы являются экспортной выручкой, поступившей от иностранного покупателя за товары, отгруженные Обществом на экспорт во исполнение заключенного с иностранным покупателем внешнеэкономического контракта.

Оплата товара третьим лицом

Не так уж редко встречается ситуация, когда плата за экспортируемый товар поступает от "третьего лица". Данная возможность может быть предусмотрена условиями контракта налогоплательщика с иностранным покупателем или осуществляться в силу сложившихся у иностранного лица обстоятельств с последующим уведомлением налогоплательщика.
ФАС Поволжского округа в постановлении от 29.06.04 г. по делу N А72-9713/03-Ш671 указал, что поступление выручки от третьих лиц не лишает экспортера права на возмещение уплаченных сумм НДС, поскольку нормам налогового и гражданского законодательства Российской Федерации это не противоречит, а свидетельствует о распоряжении покупателем своим имуществом с целью оплаты товара Общества. Так как выручка на счет экспортера поступила по распоряжению покупателя за товары, отгруженные ему и вывезенные за пределы таможенной территории Российской Федерации по заключенным с ним контрактам, следует признать, что Общество выполнило требования п. 1 ст. 165 НК РФ.
ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 18.02.04 г. по делу N Ф04/678-76/А46-2004 указал, что п. 1 ст. 313 ГК РФ предоставляет должнику право возложить обязанность исполнения обязательства на третье лицо без учета мнения кредитора, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или существа обязательства не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. Следовательно, оплата экспортированного товара третьим лицом за покупателя - иностранное лицо в порядке ст. 313 не изменяет правовой природы произведенного платежа и не лишает налогоплательщика права на возмещение НДС в порядке и на условиях, предусмотренных главой 21 НК РФ.
ФАС Центрального округа в постановлении от 14.01.04 г. по делу N А48-2907/03-19(8) указал следующее. Оценивая доводы налогового органа о том, что по контракту валютная выручка поступила от третьих лиц, а не от иностранного покупателя, суд обоснованно признал их несостоятельными, поскольку осуществление оплаты через третьих лиц не противоречит Конвенции о международных договорах купли-продажи (Вена, 1980), о применении которой в условиях контракта договорились экспортер и иностранный покупатель (п. 5 раздела 11 контракта). Все представленные платежные и банковские документы (выписки банка, кредитовые авизо, учетные карточки таможенно-банковского контроля) позволяют идентифицировать поступившие денежные средства как оплату по контракту. Это обстоятельство подтверждает иностранный контрагент, указывая также, что платежи произведены третьими лицами в счет взаиморасчетов.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 12.01.04 г. по делу N А56-20216/03 обратил внимание, что дополнением к контракту и меморандумом стороны определили, что платежи за иностранного покупателя - ATV могут производиться фирмой CDA HQ, которая является расчетным органом, осуществляющим платежи по всем контрактам ATV (согласно SWIFT-посланиям). Такие условия оплаты экспортируемой продукции соответствуют части первой ст. 313 ГК РФ и не противоречат налоговому, валютному и таможенному законодательству. Как следует из ст. 313, исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Следовательно, представленные заявителем в налоговый орган и в суд выписки банка, свидетельствующие о поступлении валютной выручки за экспортный товар по контрактам на счет налогоплательщика в уполномоченном банке, являются надлежащими доказательствами соблюдения организацией условий применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 26.04.04 г. по делу N А56-29780/03 обратил внимание на то, что в заключенном Обществом с иностранным лицом - фирмой "Плайвуд Груп ЛТД" (Португалия) контракте не предусмотрена возможность оплаты поставленного товара третьим лицом. Однако материалами дела подтверждается, что денежные средства поступили не непосредственно от иностранного покупателя, а от третьего лица - иностранной фирмы "Three Z Ventures Limited".
Поскольку нормы НК РФ не регулируют правоотношения сторон по контракту, в том числе исполнение обязательств по оплате покупателем товара, в силу п. 1 ст. 11 НК РФ правомерно применение к спорным правоотношениям норм гражданского законодательства. В частности, ст. 313 ГК РФ предусмотрено право должника (покупателя) возложить исполнение обязательства на третье лицо. Согласно названной норме кредитор (в рассматриваемом случае экспортер) обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.
Во исполнение положений п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ. Общество представило с декларацией копии выписки банка и SWIFT-сообщений, которые свидетельствуют о поступлении денежных средств в оплату экспортированных Обществом товаров от третьего лица - иностранной фирмы "Three Z Ventures Limited". В графе 70 SWIFT-сообщений указаны номер контракта, в оплату которого третьим лицом перечисляются денежные средства, номер счета-инвойса и наименование лица, за которое осуществляется оплата, в данном случае указано: "За фирму "Плайвуд Груп ЛТД". Ввиду отсутствия в контракте (дополнительных соглашениях к нему) условий о возможности оплаты товара третьими лицами указания на конкретное лицо, которое вправе произвести оплату товаров за иностранного покупателя, Общество представило в налоговый орган письмо иностранного покупателя - фирмы "Плайвуд Груп ЛТД" от 2.12.02 г., подтверждающее, что оплата экспортированного товара будет осуществлена третьим лицом - иностранной фирмой "Three Z Ventures Limited" по поручению фирмы "Плайвуд Груп ЛТД" - стороны по контракту.
При таких обстоятельствах и учитывая представление налогоплательщиком в налоговый орган полного комплекта документов, подтверждающих в том числе выполнение требований п.п. 2 п. 1 ст. 165 НК РФ, арбитражный суд кассационной инстанции посчитал вывод судов об отсутствии у налогового органа правовых оснований считать недоказанным фактическое поступление выручки от иностранных лиц - покупателей экспортированных товаров на счет налогоплательщика в российском банке необоснованным.

Оформление грузовой таможенной декларации

Грузовая таможенная декларация является документом, предусмотренным нормами публичного права, отличающимся незаменимостью, исключительностью, строгой формальной определенностью (по установленной форме заявляются точные сведения о товарах, их таможенном режиме и другие сведения, необходимые для таможенных целей), и зачастую является основанием для ведомственных проверок соблюдения должностными лицами своих обязанностей (постановление Конституционного суда Российской Федерации от 14.07.03 г. N 12-П).
В постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.02 г. N 5571/02 обращено внимание на следующее. В соответствии со ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы должен быть представлен ряд документов, в том числе грузовая таможенная декларация (ее копия), с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
Распоряжением ГТК России от 24.05.99 г. N 01-14/615, действовавшим в спорный период, было предусмотрено, что по заявлениям лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, либо декларантов этих товаров таможенные органы обязаны подтверждать фактический вывоз товара отметкой "Товар вывезен" на оборотной стороне грузовых таможенных деклараций с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, заверенной личной номерной печатью сотрудника таможенного органа.
Согласно действующей в настоящее время Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации), утвержденной приказом ГТК России от 21.07.03 г. N 806, после проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку "Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью. Если товар вывезен не полностью, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает фактическое количество вывезенного товара.

Товаросопроводительные документы

Конституционный суд Российской Федерации в мотивировочной части постановления N 12-П указал, что Таможенный кодекс Российской Федерации понимает под транспортными (перевозочными) документами как коносамент, накладную, так и иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках. Исключение из их числа товаросопроводительных документов, таких, как морские накладные, погрузочные билеты, не позволяет налогоплательщикам реализовать предоставленное им налоговым законодательством право на применение ставки 0 процентов по НДС. Погрузочный билет, применяемый в практике паромных перевозок в качестве документа, подтверждающего прием груза, как содержащий ту же информацию, что и коносамент, и допускаемый в качестве доказательства при рассмотрении гражданско-правовых споров, связанных с договорами перевозки грузов, обладает доказательственным значением и в сфере налоговых отношений.
ФАС Северо-Западного округа при принятии постановления от 21.05.04 г. по делу N А56-42220/03 со ссылкой на постановление N 12-П указал, что представленные Обществом в налоговый орган погрузочные билеты с отметками Балтийской таможни "Погрузка разрешена" и с указанием порта разгрузки - Любек (Германия) содержат ту же информацию, что и коносаменты, и обладают доказательственными значениями в сфере налоговых отношений.
ФАС Северо-Западного округа, учитывая правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, изложенную в постановлении N 12-П, при принятии постановления от 31.05.04 г. по делу N А56-2196/04 указал, что для реализации предусмотренного п. 2 ст. 164 НК РФ права на применение по НДС налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик вправе представить вместо коносамента иные транспортные, товаросопроводительные документы, содержащие такую же информацию и относящиеся к системе накладных.
В соответствии со ст. 143 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации отправитель вправе потребовать от перевозчика выдачи вместо коносамента морской накладной, иного документа, подтверждающего прием груза для перевозки. Под штурманской распиской в практике торгового мореплавания понимается подписанный грузовым помощником капитана документ, удостоверяющий фактический прием груза на борт конкретного судна. Выдачей штурманской расписки оформляется переход права владения грузом от отправителя к перевозчику.
С учетом изложенного кассационная инстанция пришла к выводу, что штурманская расписка представляет собой транспортный документ, подтверждающий вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. В указанном документе содержится такая же информация, что и на лицевой стороне коносамента. Представляемые в налоговый орган транспортные, товаросопроводительные и (или) иные документы должны содержать отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 6.07.04 г. N 1200/04 указано следующее. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о соблюдении Обществом требований НК РФ, поскольку отметки пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы Российской Федерации, имелись либо на грузовых таможенных декларациях, либо на товаросопроводительных документах, относящихся к одной отправке (партии) товара. По мнению ВАС РФ, вывод арбитражного суда не соответствует положениям НК РФ. В силу обязательных требований НК РФ налогоплательщик должен представить в налоговый орган не только грузовую таможенную декларацию, но и соответствующий этой декларации транспортный, товаросопроводительный и (или) иной аналогичный по характеру внесенных в него сведений документ с необходимыми отметками таможенных органов, подтверждающими вывоз товара, на каждом из таких документов.

Перевод документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ,
с иностранного языка

Представляемые налогоплательщиком в пакете документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ, коносаменты, SWIFT-сообщения составляются на иностранном языке. Арбитражные суды, исследуя вопрос о правомерности отказа налоговых органов в возмещении НДС в связи с отсутствием перевода коносаментов, SWIFT-сообщений на русский язык, указывают на следующие обстоятельства.
ФАС Дальневосточного округа в постановлении от 6.04.04 г. по делу N Ф03-А51/04-2/520 указал, что необходимость наличия в пакете документов, поименованных в ст. 165 НК РФ, перевода коносаментов с английского языка следует из ст. 15 Закона РСФСР от 25.10.91 г. N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н. Вместе с тем сам по себе факт представления налогоплательщиком поименованных документов на иностранном языке не является основанием к отказу в подтверждении права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0 процентов, поэтому, руководствуясь ст. 88 НК РФ, налоговый орган в пределах своих полномочий вправе истребовать у налогоплательщика представление переводов коносаментов на русском языке. В этой связи правомерен вывод суда относительно того, что непредставление истребуемых дополнительных документов, без которых налоговому органу не представляется возможным установить факт документального подтверждения налогоплательщиком права на возмещение НДС, следует расценивать как несоблюдение требований п. 4 ст. 165 НК РФ.
По мнению суда кассационной инстанции, следует согласиться с выводом судов о неправомерном требовании налоговым органом построчного перевода коносаментов, заверенного нотариально, как не основанном на правовых нормах, предписывающих в обязательном порядке исполнение налогоплательщиком таких действий при переводе на русский язык необходимых документов.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 2.08.04 г. по делу N А56-7694/04 указал, что представленные Обществом документы оформлены в соответствии с требованиями п. 1 ст. 165 НК РФ, поскольку содержат все предусмотренные этой нормой сведения и отметки. В п. 1 ст. 165 не установлена обязанность налогоплательщика представить в налоговый орган перевод документов, подтверждающих факт получения организацией-экспортером выручки от покупателя экспортированного товара (SWIFT-сообщение). При наличии сомнений в достоверности сведений, которые содержатся в документах, составленных на иностранном языке, налоговый орган вправе в порядке ст. 88 и 93 НК РФ истребовать у налогоплательщика перевод представленных документов, однако в данном случае налоговая инспекция этим правом не воспользовалась. Кроме того, п. 1 ст. 97 НК РФ установлено, что в необходимых случаях для участия в действиях по налоговому контролю на договорной основе налоговым органом может быть привлечен переводчик.
Отметим, что ст. 65 АПК РФ определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии с п. 1 ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. Поскольку налогоплательщик в обоснование применения ставки по НДС 0 процентов должен представить в налоговый орган указанные в ст. 165 НК РФ документы, соответственно на него возложена обязанность по представлению в арбитражный суд письменных доказательств, свидетельствующих об обоснованности применения им ставки по НДС 0 процентов.
Согласно ст. 75 АПК РФ письменными доказательствами являются содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела, договоры, акты, справки, деловая корреспонденция, иные документы, выполненные в форме цифровой, графической записи или иным способом, позволяющим установить достоверность документа. При этом п. 5 данной нормы определено, что к представляемым в арбитражный суд письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 11.06.99 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" определено, что, поскольку судопроизводство в арбитражном суде ведется на русском языке, арбитражный суд принимает документы, составленные на языках иностранных государств, только при условии сопровождения их нотариально заверенным переводом на русский язык.
С учетом изложенного, по нашему мнению, налогоплательщику, претендующему на применение ставки по НДС 0 процентов, целесообразно представлять в налоговые органы нотариально заверенные переводы на русский язык коносаментов, SWIFT-сообщений.

Оформление счета-фактуры

В постановлении Президиума ВАС РФ от 9.07.02 г. N 58/02 обращено внимание на то, что вопрос о возмещении суммы НДС из бюджета должен рассматриваться в полном объеме с учетом всех обстоятельств. В рассмотренном случае судебные акты приняты без учета того, что в соответствии с п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.
В соответствии с п.п. "г" п. 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы вести бухгалтерский учет лично.
Из материалов дела можно видеть, что у поставщика товара (ООО) обязанности главного бухгалтера были возложены на директора. В деле имеются выписка из приказа ООО, согласно которой в штатном расписании отсутствует должность главного бухгалтера и уполномоченным подписывать документы за главного бухгалтера является генеральный директор, а также справка от 27.01.01 г. уполномоченного коммерческого банка об отсутствии у клиента должности главного бухгалтера.
Минфин России в письме от 5.04.04 г. N 04-03-1/54 "О требованиях к заполнению счетов-фактур" указал, что в состав реквизита "Подпись" включается как личная подпись, так и ее расшифровка (инициалы, фамилия), что подтверждается рядом нормативных и рекомендательных документов, в том числе Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.03 г. N 91н (зарегистрирован в Минюсте России 21.11.03 г. N 5252) и разработанными на основе Закона N 129-ФЗ, а также ГОСТом Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", принятым постановлением Госстандарта России от 3.03.03 г. N 65-ст. Кроме того, в соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 (с изменениями и дополнениями), подписи руководителя и главного бухгалтера организации на счетах-фактурах должны быть расшифрованы.
При подписании счета-фактуры лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, указывать должности этих лиц в счете-фактуре не следует. В то же время в целях идентификации лиц, фактически подписывающих счета-фактуры, после подписи необходимо указывать фамилию и инициалы лица, подписавшего счет-фактуру. Соответствующее разъяснение содержится в письме Минфина России от 16.06.04 г. N 03-03-11/97.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 21.06.04 г. по делу N А56-27499/03 указано, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.
Из материалов дела следует и судебными инстанциями установлено, что в подтверждение приобретения у поставщиков товаров (работ, услуг) Обществом представлены в налоговый орган счета-фактуры, оформление которых соответствует требованиям пп. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
Кассационной инстанцией в данном постановлении указано, что не является нарушением порядка оформления счетов-фактур указание в строках "грузоотправитель и его адрес" слов "он же", если грузоотправитель (грузополучатель) является продавцом (покупателем) товара и данные о продавце (покупателе) указаны в соответствующих строках счета-фактуры. Этот вывод подтверждается нормами Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914.

Л.А. Короткова,
юрист

"Аудиторские ведомости", N 1, январь 2005 г.

_________________
Пусть Путь Ваш освещается Светом Души Вашей!
Вернуться к началу
 
 
Economizer
 
СообщениеДобавлено: 10.06.07 15:17 

Зарегистрирован: 20.04.06 08:41
Сообщения: 13
Спасибо. Возмещение при ставке 0% и замуты с экспортёрами меня пока не интересуют. Давайте про стандартную ситуацию со ставкой 18%.
Опишу как я понял механизм взимания НДС (поправте если что не так):
1-ая фирма добывает сырьё, устанавливает цену в 100 руб. и продаёт его за 118 руб. 2-ой фирме, т.к. на цену накидывается 18 руб. налога (18% от 100 руб.) Эти 18 руб. перечисляются в бюджет и в итоге 1-ая фирма ничего не теряет, так?
Далее 2-ая фирма изготавливает из сырья продукцию и устанавливает на неё цену в 200 руб. Т.е. добавленная стоимость будет 100руб. Далее она продаёт продукцию 3-ей фирме уже по 236 руб. т.к. в цену включён налог начисленный при первой продаже (18 руб.) и налог (18 руб.) с добавленной стоимости, которую произвела 2-ая фирма. Получается цена = 236 (включая НДС 36 руб.)
С 3-ей фирмой всё так же как у 2-ой, не буду расписывать, за исключением того, что 3-я фирма продаёт в розницу эту продукцию конечным потребителям на которых и ложиться налоговое бремя, т.к. 2-ая и 3-я фирмы при определении налоговой базы вычли предьявленный им при покупке налог избавившись таким образом от двойного (нарастающего) налогообложения, а саму сумму НДС, входящую в цену купленого ими товара фирмам возместили из бюджета. В результате всё три фирмы по сути не платят налог, т.к. "входной" НДС им возмещают, а "исходящий" по сути является просто накруткой на цену товара, которую они перечисляют в бюджет.
Я всё правильно понял?
Вернуться к началу
 
 
Favoritka
 
СообщениеДобавлено: 14.06.07 12:23 
Советник по финансовым вопросам
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04.03.05 23:24
Сообщения: 1433
Откуда: Красноярск
Economizer, все правильно.

_________________
если мухе отрезать крылья, если ноги отрезать тоже, муха просто умрет со скуки, потому что лететь не сможет...
Вернуться к началу
 
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:



Powered by phpBB © 2001, 2007 phpBB Group
© АУП-Консалтинг, 2002 - 2023