[...]Коучинг: дорогое удовольствие или осознанная необходимость?
Еще совсем недавно, встретив незнакомое слово, мы бросались к энциклопедии. Сегодня - к компьютеру. Откройте Интернет, введите слово "коучинг" - и на вас обрушится поток разношерстной, противоречивой информации. Устав от интернетовских "баек", но так и не уяснив, что же скрывается за словом "коучинг", мы прибегли к самому простому и надежному способу - обратились к одному из немногих реальных специалистов по коучингу. Наш собеседник - генеральный директор фирмы ММ-Класс, профессор психологии Марина Мелия.
- Марина, так что же такое "коучинг"?
- "Personal coaching" означает сопровождение, тренерство, личное наставничество, участливое содействие. На Западе коучинг существует уже лет пятнадцать. А для российского рынка практической психологии это относительно новая услуга. Коучинг - это работа с первым лицом организации, причем организации, как правило, не государственной (там всегда есть кто-то "вышестоящий"), а частной, "авторской". Это работа с ее хозяином или главным менеджером. Огромная ответственность, которая ложится на первое лицо компании, требует присутствия рядом опытного, умного, заинтересованного консультанта, или VIP-тренера.
- Но у первого лица любой компании всегда есть помощники, советники, своя команда, партнеры...
- Такой специалист не может быть ни членом команды, ни партнером. Консультант, работающий с первым лицом, никогда, я подчеркиваю, никогда не может быть включен в структуру организации. Эту позицию может занять только внешний, независимый специалист. Руководители, владельцы компаний - это, как правило, личности яркие, незаурядные, поэтому психолог-консультант, работающий с ними, тоже должен быть личностью, иначе он не сможет грамотно позиционировать себя по отношению к клиенту, работать продуктивно и заинтересованно. И такого количества VIP-тренеров, о котором сейчас пишут, пока быть не может объективно: таких людей в любой профессии единицы.
- Какие практические "процедуры" включает в себя коучинг?
- Индивидуальное консультирование по самым важным деловым и личным вопросам; психологический ассессмент для определения базовых психологических преимуществ клиента, его успешных стратегий поведения, основных проблем и ограничений с целью их дальнейшей коррекции и компенсации; персональные тренинги; психотерапию, индивидуальную работу со значимыми лицами из ближайшего окружения клиента; и, конечно, сопровождение - участие в повседневной деловой жизни клиента (совещания, переговоры, принятие решений, публичные выступления, различные рекомендации, вплоть до выбора гардероба, дизайна офиса и т.д.). Важнейший момент - прояснение жизненной миссии клиента, его фундаментальных целей. Надо понять, чего же клиент на самом деле хочет, например, стать монополистом в своей отрасли, выйти на международную арену, стать миллионером или миллиардером, сделать себе имя и уйти в политику и т.д. А когда цель выбрана - определить пути ее достижения и, конечно, возможные ресурсы. Здесь без помощи квалифицированного консультанта трудно обойтись. Именно консультант помогает клиенту по-новому взглянуть на себя и свой бизнес, включить внутренние ресурсы, привести в действие систему мотивации, развить личностный потенциал, правильно позиционировать себя и сформировать соответствующий имидж.
- Коучер тестирует клиента?
- Обязательно проводится индивидуальный психологический ассессмент. Это не компьютерные, не бланковые тесты, это трехчасовое интервью, по результатам которого я составляю психологический портрет клиента, отмечаю его сильные стороны, ограничения, которые надо в себе принять, и те черты, которые необходимо развить. Мы вместе все это обсуждаем.
- Предположим, Вы видите, что клиент не сможет достичь поставленной цели, у него нет для этого необходимых качеств. Вы пытаетесь его как-то отговорить?
- Нет, он все решает сам. Решать - прерогатива клиента. Это его жизнь, его бизнес, он сам будет платить за ошибки. Кстати, чем выше позиция, тем выше цена ошибки. Консультант не должен подсказывать клиенту, куда дальше двигаться, его задача - создать широкое информационное поле, помочь определить, какие плюсы и минусы клиент получит в результате принятия решения, достаточно ли у него ресурсов, увидеть те жизненные стратегии, которые уже помогли ему добиться успеха, а значит их надо использовать и в дальнейшем. От чего-то возможно придется отказаться, с чем-то смириться и попытаться компенсировать это другими средствами. Консультанту нужно быть готовым принять любое решение клиента. И здесь очень важно верное позиционирование консультанта: нужно сохранить дистанцию и дать клиенту возможность обсудить проблему при абсолютной заинтересованности со стороны коучера и соблюдении полной конфиденциальности.
- Когда Вы чувствуете, что выбранные стратегии не срабатывают, Вы ни на йоту не приблизились к цели, Вы говорите об этом?
- Конечно, все обсуждается и корректируется, и негативный опыт в том числе.
- Насколько важен полный контакт с клиентом?
- Коучинг - это практически ежедневный контакт с клиентом - от нескольких минут до нескольких часов. Мы можем обсуждать проблемы один на один в офисе, ресторане, самолете. Контакт и взаимное доверие должны быть абсолютными. Никогда ни один профессиональный консультант не рассказывает (кому бы то ни было) никаких подробностей, хотя о клиенте мы знаем столько, сколько, наверное, не знает никто. Нам доверяют самые интимные вещи, а мы, со своей стороны, гарантируем полную конфиденциальность.
- За 15 лет практики Вы не дали ни одного рекламного объявления. Как же Вы находите клиентов, а клиенты выходят на Вас?
- Не представляю, как можно прийти в новую компанию, к незнакомому руководителю и сказать: "Я по объявлению. Буду вашим коучером. Советуйтесь со мной по всем деловым и личным вопросам. Я скажу, кому лучше отдать должность начальника такого-то управления, как провести это совещание, а как - переговоры с трудным клиентом, как вам надо обставить офис, как одеться. Я еду с вами за границу на ответственные переговоры и т.д.". Любой руководитель скажет: "Да вы что? Да кто вы такой?". Хотя реально - это действительно именно такая работа. Поэтому знакомство обычно происходит через клиентов, с которыми я уже работала. Причем, как правило, мы начинаем не с коучинга. Это может быть консультирование или просьба провести ассессмент или тренинг. Затем контакты расширяются, деловое взаимодействие становится более продуктивным, и постепенно мы переходим к коучингу. Это, на мой взгляд, самый органичный и эффективный способ. А для себя я, конечно, тоже оцениваю возможность такой глубокой работы, и тогда происходит объединение наших ресурсов.
- Руководители хотят видеть рядом с собой психолога-консультанта, потому что чувствуют себя не совсем уверенно?
- Нет, как раз наоборот. К помощи коучеров прибегают именно успешные люди, которые хотят быть еще более эффективными. Я работала в качестве VIP-тренера с руководителями банков, строительных, автомобильных, торговых компаний, владельцами гостиничного бизнеса, известными политиками. Уверяю Вас, это сильные, уверенные в себе люди. Было бы наивно думать, что консультант умнее клиента. Иногда приходится слышать: "Он был никто, а я из него сделал такого-то специалиста, он всем мне обязан..." Подобные высказывания у меня ничего кроме улыбки не вызывают. Моя базовая позиция: если человек чего-то добился - это не случайно. Из сосуда может вытечь только то, что в этом сосуде есть. Задача консультанта первого лица - понять, какие ресурсы есть у человека, и помочь ему их раскрыть.
- Наверное, трудно переключаться на чужие проблемы? Ведь клиент может позвонить в любое время, оторвать Вас от каких-то других дел.
- Мне никогда не бывает трудно "переключиться" и ответить моему клиенту - это одно из необходимых качеств консультанта такого уровня. Я всегда готова к разговору, за исключением, конечно, тех случаев, когда работаю с другим клиентом. Коучинг требует погружения. Это больше, чем работа, это образ жизни. Консультант должен быть готов уделить клиенту столько времени, сколько необходимо. Мне приходилось вести полуторачасовые беседы с клиентом ночью по телефону, когда он звонил из другой страны.
- Смотришь американские фильмы и создается впечатление, что там у каждого (за исключением разве что домашних животных) свой психоаналитик. Коучинг и психоанализ как-то соприкасаются?
- Это совсем разные подходы. Психоаналитик в первую очередь имеет дело с причиной ваших проблем. А в коучинге скорее опираешься на успехи клиента, на его сильные стороны и видение перспектив. Естественно, с учетом его - клиента - уникальных особенностей помогаешь расширить успешные стратегии его поведения. Но в процессе работы клиенты начинают делиться с консультантом всеми своими проблемами. Они уже не боятся выглядеть слабыми. Тогда можно использовать и элементы психоанализа, и экзистенциальной терапии, и гештальттерапии. Можно также организовать персональные тренинги, например, по противостоянию манипуляции, развитию навыков публичного выступления, деловым переговорам, разрешению конфликтных ситуаций, делегированию полномочий, проведению совещаний и т.д.
- Марина, судя по всему, Вы "убежденный оптимист". Но у коучера, наверное, и не может быть другой жизненной позиции, иначе он не сможет работать?
- Конечно, консультант должен обладать определенными качествами. Это оптимизм, вера в людей, аналитический склад ума, эмоциональность в сочетании со здравым смыслом, умение правильно себя позиционировать, и конечно, уверенность в собственных силах. Коучинг - это, пожалуй, соединение психологии, менеджмента, философии и жизненного опыта. Это уникальная профессия. Здесь может понадобиться весь предыдущий опыт, все знания ( и не только психологические). Одно из главных качеств - умение сорадоваться, получать удовольствие от того, что твой клиент сделал такой рывок, что его бизнес успешно развивается, что его жизнь становится интереснее и он начинает ставить более высокие и сложные цели.
- Между коучером и клиентом складываются доверительные, близкие отношения. Не возникает ли "эффекта привыкания" - некой зависимости клиента от консультанта?
- Проблема зависимости - очень сложный вопрос. Именно поэтому важно иметь дело с профессионалом. И тогда задачи, которые решаются на первом этапе, со временем становятся мелкими, отпадают , как ступени у ракеты. И клиент уже способен сам анализировать и оценивать ту ситуацию, которая была для него сложной. А впереди уже новая цель и более сложная задача. По прошествии времени клиенты звонят мне и рассказывают о своих достижениях. Мы вместе вспоминаем, о чем мы мечтали, что планировали, и я искренне радуюсь, что цели достигнуты. Мы встречаемся, я бываю на юбилеях их компаний, днях рождения, свадьбах их детей. И это прекрасно!
- За время вашей работы в качестве VIP-тренера были неудачи?
- У меня было два случая, которые оставили во мне чувство профессиональной неудовлетворенности. И тот, и другой клиент были связаны с политикой. Сейчас мне уже не хочется работать с политиками. Там я не вижу реальных достижений. Предположим, мой клиент - хозяин банка. В прошлом году он вложил в реальные проекты на территории России $30 млн., в этом году - уже $100 млн. Вот реальный, позитивный результат, которым я, как его консультант, могу гордиться. Если небольшая строительная компания выросла в промышленно-строительную, и построено уже 170 самых современных домов, в которых живут люди, - это тоже реальный результат. А вкладывать свою жизнь, свои силы в пустую болтовню, в интриги, в борьбу за кресло я не хочу.
- Как оценить работу коучера?
- По результатам его клиента. Если компания клиента развивается, обороты увеличиваются, появляются новые интересные проекты, новые цели, человек начинает выходить на те позиции, о которых прежде только мечтал - значит, твоя работа эффективна.
- Спасибо, Марина. И в заключение, пожалуйста, совет профессионального коучера читателям "Элитного персонала".
- После всего сказанного о коучинге мой совет прозвучит, на первый взгляд, парадоксально. И все же... Не слушайтесь ничьих советов, прислушайтесь к себе: чего вы хотите, что вам по душе. Жизнь, увы, не такая уж большая. Я вам желаю заниматься любимым делом. Заниматься упорно. Изо всех сил. И тогда вы обязательно добьетесь успеха.
Беседовала Лариса САМОХИНА