BizLog - деловое общение

Объявления

Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1

Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.

Предыдущая

9. Школа человеческих отношений и поведенческих наук, российкие исследования в управлении

(«Хотторнский эксперимент», «Разработки Харьковской школы управления и психотехника»,

«Социальная инженерия и практика нововведений»)

9.1. Цели практического занятия

1.  Усвоить основные идеи, принципы, достижения школы человеческих отношений и поведенческих наук.

2.  Научиться применять достижения школы человеческих отношений и поведенческих наук для анализа проблемных ситуаций в современных организациях, давать оценку происходящим событиям, предлагать управленческие решения, аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах управленческой деятельности.

9.2. Порядок выполнения работы

1.  Студенты предварительно (дома) работают с текстами, отвечают на прилагаемые к текстам вопросы, ищут соответствующие примеры из практики работы организаций;

2.  На занятии преподаватель проводит обсуждение текстов и примеров.

9.3. Теоретические основы

Знаменитые Хоторнские эксперименты проводились в 1927 –1932 гг. в «Вэстерн Электрик Компани» близ Чикаго. Классическими выводами данного эксперимента считаются следующие:

-  проводя эксперименты, Э. Мэйо обнаружил, что улучшение условий труда, четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.

-  поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.

 

Теория «X» и теория «Y» Дугласа Мак-Грегора

Для организаций типа « характерны следующие предпосылки:

-  обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и избегает работы;

-  по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены к тому, чтобы затрачивать должные усилия для достижения организацией своих целей;

-  средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности.

Теория « имеет следующие предпосылки:

-  человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;

-  ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации;

-  обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому;

-  большинство рабочих могут проявлять изобретательность, готовы использовать свой опыт и знания для решения проблем организации.

Основные результаты школы человеческих отношений и поведенческих наук

1.  Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2.  Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.

9.4. Контрольные вопросы

Зачетный минимум:

1)  основные идеи и результаты школы человеческих отношений и поведенческих наук;

2)  персоналии школы человеческих отношений и поведенческих наук.

Дополнительные вопросы:

1)  основной объект исследования школы человеческих отношений и поведенческих наук;

2)  отличия школы человеческих отношений и школы поведенческих наук;

3)  актуальны ли выводы Хотторнского эксперимента в современном менеджменте?

4)  суть теории «X и Y», ее применимость и актуальность в современном менеджменте;

5)  вклад российских исследователей в достижения школы человеческих отношений и школы поведенческих наук;

6)  общее и отличия исследований российских авторов в области управления 20-х гг. XX века по сравнению с идеями и подходами зарубежных авторов;

7)  что можно сказать о практическом внедрении разработок российских исследователей?

 

Предыдущая