Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.
Предыдущая |
9. Школа человеческих отношений и поведенческих наук, российкие исследования в управлении
(«Хотторнский эксперимент», «Разработки Харьковской школы управления и психотехника»,
«Социальная инженерия и практика нововведений»)
9.1. Цели практического занятия
1. Усвоить основные идеи, принципы, достижения школы человеческих отношений и поведенческих наук.
2. Научиться применять достижения школы человеческих отношений и поведенческих наук для анализа проблемных ситуаций в современных организациях, давать оценку происходящим событиям, предлагать управленческие решения, аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах управленческой деятельности.
9.2. Порядок выполнения работы
1. Студенты предварительно (дома) работают с текстами, отвечают на прилагаемые к текстам вопросы, ищут соответствующие примеры из практики работы организаций;
2. На занятии преподаватель проводит обсуждение текстов и примеров.
9.3. Теоретические основы
Знаменитые Хоторнские эксперименты проводились в 1927 –1932 гг. в «Вэстерн Электрик Компани» близ Чикаго. Классическими выводами данного эксперимента считаются следующие:
- проводя эксперименты, Э. Мэйо обнаружил, что улучшение условий труда, четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления.
- поведение человека на работе и результаты его труда принципиально зависят от того, в каких социальных условиях он находится на работе, какие отношения существуют у рабочих между собой, а также какие отношения существуют между рабочими и менеджерами.
Теория «X» и теория «Y» Дугласа Мак-Грегора
Для организаций типа «X» характерны следующие предпосылки:
- обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и избегает работы;
- по причине нежелания работать большинство людей только путем принуждения могут быть побуждены к тому, чтобы затрачивать должные усилия для достижения организацией своих целей;
- средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственности.
Теория «Y» имеет следующие предпосылки:
- человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания не являются единственными средствами побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности для интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;
- ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации;
- обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому;
- большинство рабочих могут проявлять изобретательность, готовы использовать свой опыт и знания для решения проблем организации.
Основные результаты школы человеческих отношений и поведенческих наук
1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.
2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
9.4. Контрольные вопросы
Зачетный минимум:
1) основные идеи и результаты школы человеческих отношений и поведенческих наук;
2) персоналии школы человеческих отношений и поведенческих наук.
Дополнительные вопросы:
1) основной объект исследования школы человеческих отношений и поведенческих наук;
2) отличия школы человеческих отношений и школы поведенческих наук;
3) актуальны ли выводы Хотторнского эксперимента в современном менеджменте?
4) суть теории «X и Y», ее применимость и актуальность в современном менеджменте;
5) вклад российских исследователей в достижения школы человеческих отношений и школы поведенческих наук;
6) общее и отличия исследований российских авторов в области управления 20-х гг. XX века по сравнению с идеями и подходами зарубежных авторов;
7) что можно сказать о практическом внедрении разработок российских исследователей?
Предыдущая |