BizLog - деловое общение

Объявления

Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1

Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.

Предыдущая

8. Классическая (административная) школа

(«Египетская бюрократия», «Визирь Рехмир»,

«Школа чиновников», Принципы производительности Г.Эмерсона, Принципы управления А.Файоля,

Принципы управления М.Вебера)

8.1. Цели практического занятия

1.  Усвоить основные идеи, принципы, достижения классической (административной) школы.

2.  Научиться применять достижения административной школы для анализа проблемных ситуаций в современных организациях, давать оценку происходящим событиям, предлагать управленческие решения, аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах управленческой деятельности.

8.2. Порядок выполнения работы

1.  Студенты предварительно (дома) работают с текстами, отвечают на прилагаемые к текстам вопросы, ищут соответствующие примеры из практики работы организаций.

2.  При работе с текстом «Египетская бюрократия» студентам необходимо провести параллели между устройством египетской системы управления и основными элементами построения организации по М.Веберу.

3.  При работе с текстом «Школа чиновников» студентам необходимо сравнить и прокомментировать соответствие и актуальность учебного плана подготовки современных менеджеров и дисциплин, изучаемых в древнеегипетской школе чиновников.

4.  При работе с принципами Г.Эмерсона, А.Файоля и М.Вебера студенты должны уметь объяснить с использованием примеров смысл и необходимость каждого принципа, с точки зрения организации эффективной деятельности и построения эффективной системы управления.

5.  На занятии преподаватель проводит обсуждение текстов.

8.3. Теоретические основы

Объектом исследования классической школы был управленческий труд, управленческие процессы. Целью исследований классической школы было создание универсальных принципов управления, которые должны приводить организацию к успеху.

14 принципов управления Анри Файоля

1.  Разделение труда.

2.  Полномочия и ответственность (власть).

3.  Дисциплина.

4.  Единоначалие.

5.  Единство руководства.

6.  Подчиненность личных интересов общим.

7.  Вознаграждение персонала.

8.  Централизация.

9.  Цепь взаимодействия (скалярная цепь).

10. Порядок.

11. Справедливость.

12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива.

14. Корпоративный дух.

Немецкий юрист и социолог Макс Вебер разработал теорию бюрократического построения организации. Бюрократия – это специфическая форма организации труда управленцев, обеспечивающая предельно четкое и эффективное функционирование фирмы и ее подразделений на основе официально установленных норм и правил. Бюрократические правила и процедуры являют собой стандартный способ взаимодействия: ко всем сотрудникам предъявляются одни и те же требования, все они руководствуются одними и теми же правилами.

Основные элементы построения организации по Веберу:

-  наличие специальных управляющих, не обладающих собственностью;

-  разделение труда на базе функциональной специализации, т.е. по отдельным направлениям деятельности, позволяющее использовать узких специалистов-экспертов, четкое распределение обязанностей между ними;

-  наличие канцелярии, или «бюро» (сегодня — офиса), где собраны основные документы и откуда осуществляется процесс руководства;

-  хорошо определенная иерархическая система распределения власти, т.е. на основе ступенчатого подчинения (лица, подчиненные одним, одновременно являются начальниками других);

-  ответственность каждого менеджера перед вышестоящими как за свои действия, так и за подчиненных;

-  обязанность работников прилагать все силы на благо организации; их лояльность по отношению к ней и безусловное подчинение руководителям;

-  система правил и норм, прав и обязанностей работников;

-  система правил и процедур поведения в конкретных ситуациях;

-  отсутствие личностного начала в межличностных отношениях;

-  прием в организацию на основе компетентности и потребностей организации, по формальным признакам на официальной конкурентной основе с последующим должностным повышением в зависимости от старшинства, стажа работы и достигнутых в предыдущем периоде результатов;

-  соответствие технической квалификации служащих занимаемой должности, что ограждает их от произвола и увольнений;

-  продвижение внутри организации на основе компетентности и широких знаний организации, которые приходят с выслугой лет;

-  стратегия к пожизненному найму;

-  четкая система карьеры, обеспечивающая продвижение наверх для квалифицированных работников;

-  управление административной деятельностью состоит в разработке и установлении доскональных письменных инструкций по внутриорганизационным действиям.

Основные результаты классической школы

1. Выделение управленческой деятельности как особого вида деятельности.

2. Рассмотрение управления как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, описание функций управления.

3. Развитие принципов управления.

4. Систематизация подхода к управлению всей организации.

8.4. Контрольные вопросы

Зачетный минимум:

1)  основные идеи и результаты административной школы;

2)  персоналии административной школы.

Дополнительные вопросы:

1)  основной объект исследования административной школы;

2)  понятия бюро, бюрократических правил и процедур, бюрократии;

3)  принципы А.Файоля, их смысл и необходимость;

4)  основные элементы построения организации по М.Веберу, их смысл и необходимость;

5)  принципы производительности Г.Эмерсона, их смысл и необходимость;

6)  к какой из школ следует относить работы Г.Эмерсона, почему?

7)  приведите практические примеры, свидетельствующие о позитивных и негативных сторонах бюрократического устройства работы организаций;

8)  в чем причина широких негативных проявлений бюрократической организации деятельности?

9)  возможно ли усовершенствование бюрократического устройства организации для устранения ее негативных проявления, каким образом?

10) актуальны ли принципы А.Файоля, М.Вебера и Г.Эмерсона в современном менеджменте?

 

Предыдущая