Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.
Предыдущая |
10. Разработка стратегии развития
(учебное видео, кейсы «Ремонтный завод “Энергомеханика”», «ООО “Российские колбасы”»)
10.1. Цели практического занятия
1. Усвоить основную идею, предназначение, преимущества и проблемы стратегического управления организацией.
2. Понимать функции, выполняемые миссией организации, знать предъявляемые к ней требования и уметь разрабатывать собственные варианты формулировок миссий для конкретных предприятий и ситуаций.
3. Знать основные типы стратегий развития организаций, уметь их распознавать, формулировать, а также разрабатывать собственные варианты.
10.2. Порядок выполнения работы
1) Для подготовки к занятию студенты должны дома изучить лекционный материал по стратегическому управлению, проработать кейс «ООО “Российские колбасы”» и письменно:
- выделить факторы внутренней и внешней среды, которые наиболее значимо повлияли на описанную ситуацию;
- сформулировать стратегические цели, которые следовало бы поставить руководству предприятия.
2) Студенты в классе вместе с преподавателем смотрят учебный фильм «Разработка стратегии развития» и параллельно обсуждают ключевые моменты представленных там событий, дают им оценку, предлагают собственные альтернативы решений и т.п.
3) В классе студенты разбиваются на команды по 2 человека и работают над кейсом «Ремонтный завод “Энергомеханика”», в результате они должны письменно:
- сформулировать миссию завода, с точки зрения потребности, удовлетворяемой с помощью продукции, которую он выпускает;
- определить виды стратегий, которые применяет предприятие, и сформулировать их содержание.
4) Преподаватель после проверки письменных работ на следующем занятии проводит обсуждение их результатов.
10.3. Теоретические основы
Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации, раскрывается смысл ее существования, проявляется отличие данной организации от ей подобных. Основные элементы миссии включают: определение области конкуренции, стратегическое намерение или видение, компетентность персонала и конкурентные преимущества, основные заинтересованные группы.
Стратегия – это общая концепция того, как достигаются главные цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются для этого ограниченные ресурсы. Это долгосрочное качественно определенное направление развития организации.
Типы стратегий
Корпоративная стратегия – это общий план управления диверсифицированной компанией, описывающий действия по достижению определенных позиций и подходы к управлению отдельными видами деятельности. Бизнес-стратегия – это разработанный план управления одним подразделением. Функциональные стратегии представляют план действий фирмы в частных направлениях (НИОКР, производство, маркетинг, финансы, человеческие ресурсы, информационные системы и т.д.). В частности, функциональными стратегиями являются следующие.
Производственная стратегия – определяет, что именно предприятие производит само, а что приобретает у поставщиков, как будет организовано производство, какие технологии будут использоваться и т.д.
Финансовая стратегия – выбор основного источника финансовых средств: развитие за счет собственных средств или за счет заемных средств.
Организационная стратегия – решения по организации работы сотрудников (выбор типа организационной структуры, распределения полномочий, моделей работы, системы оплаты труда и т.д.).
Базовая стратегия – решение о том, будет ли организация расти, сохранять или сокращать деятельность.
Конкурентная стратегия – выбор между ориентацией на весь рынок или на его часть, а также между основными конкурентными преимуществами (по. М.Портеру):
- ценовое лидерство – возможность предложить более низкую цену при том же уровне прибыли;
- дифференциация – это создание продуктов или услуг, которые воспринимаются потребителями как уникальные. При этом компании могут использовать повышенную (премиальную) цену. Другой вариант стратегии – производство обширной номенклатуры товаров одного назначения, что позволяет организации обслуживать большее число потребителей с различными потребностями;
- фокусирование – выбор ограниченной группы сегментов (географических, по типу потребителя, продукту) и затем использование в них дифференциацию или низкоценовой подход.
Портфельная стратегия – выбор, связанный с увязкой различных объектов управления (продуктов, бизнес-единиц, предприятий, технологий, ресурсов) между собой, и определение места каждого объекта в ряду других.
Стратегии роста и развития корпорации
Стратегия роста и развития компании включает три этапа:
1- концентрация на одиночном бизнесе, когда фирма пытается улучшить свой продукт, производить новый в той же отрасли, либо перейти на новый рынок (концентрированный рост);
2- интеграция, т.е. объединение с другими фирмами для получения сильнейшей позиции в ключевом бизнесе;
3- диверсификация путем инвестиций свободных ресурсов в другие виды бизнеса, отрасли.
Дезинтеграция и аутсорсинг это отказ от самостоятельного исполнения ряда функций за счет передачи их другим поставщикам и партнерам.
10.4. Контрольные вопросы
Зачетный минимум:
1) понятие стратегии;
2) понятие миссии, ее предназначение;
3) понятия корпоративной стратегии, бизнес-стратегий, функциональных стратегий;
4) виды конкурентных стратегий по М.Портеру.
Дополнительные вопросы:
1) два взгляда на понимание стратегии;
2) узкое и широкое понимание миссии;
3) элементы, функции и требования к миссии;
4) примеры конкретных миссий;
5) основные заинтересованные группы и их ожидания;
6) все перечисленные в лекционном материале типы стратегий с примерами.
Предыдущая |