Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.
Предыдущая |
11. Построение и анализ матрицы бкг
11.1. Цели практического занятия
1. Знать основные типы стратегий развития организаций.
2. Освоить метод анализа направлений деятельности фирмы путем построения матрицы БКГ.
3. Уметь давать оценку стратегическим перспективам развития различных направлений бизнеса диверсифицированной фирмы, обосновывать выбор бизнес-стратегий.
11.2. Порядок выполнения работы
1. Студенты делятся на команды по 2 человека и выполняют расчеты и построение матрицы БКГ с использованием MS Excel.
2. После проведенного анализа продуктового портфеля фирмы команды предлагают стратегии развития каждого из продуктов, используя как предложенные в методических указаниях (п.11.4), так и указанные в теоретических основах (п.11.3).
3. После проверки преподавателем результатов работы происходит общее обсуждение предлагаемых командами стратегических перспектив.
11.3. Теоретические основы
Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ) представлена на рис.11.1.
Рис.11.1. Матрица БКГ для гипотетической фирмы
По оси ординат – значение темпов роста рынка, на оси абсцисс – отношение объема продаж в СЗХ к объему продаж средней СЗХ фирм, действующих на этом рынке, по другим описаниям – отношение объема продаж организации в данной СЗХ к объему продаж крупнейшего в данной СЗХ конкурента. Каждая СЗХ определяется кругом в этих координатах, причем площадь круга соответствует относительной доле СЗХ в продажах всей фирмы.
Варианты стратегий в рамках матрицы БКГ:
1) рост и увеличение доли рынка – превращение «трудных детей» («знаки вопроса») в «звезду» (агрессивные «знаки вопроса» иногда называют «дикими кошками»).
2) сохранение доли рынка – стратегия для «дойных коров», доходы которых важны для растущих видов бизнеса и финансовых инноваций.
3) «сбор урожая», то есть получение краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах, даже за счет сокращения доли рынка – стратегия для слабых «коров», лишенных будущего, неудачливых «знаков вопроса» и «собак».
4) ликвидация бизнеса или «раздевание» (продажу бизнеса другой компании, которая его собирается развивать) и использование полученных вследствие этого средств в других отраслях – стратегия для «собак» и «трудных детей», не имеющих больше возможностей инвестировать для улучшения своих позиций.
11.4. Методические указания к выполнению задания «Формирование продуктового портфеля предприятия»
Сформировать продуктовую стратегию предприятия, используя матрицу БКГ (Бостонской консультативной группы, США). Исходные данные представлены в табл.11.1.
1. По осям матрицы БКГ откладываются: относительная доля рынка (ОДР) (ось абсцисс) и темпы роста рынка (РР) предприятия (ось ординат).
2. Темпы РР определяют за период 2001-2002 гг. в долях единицы.
3. ОДР определяются как отношение доли предприятия на рынке к доле ведущего конкурента в долях единицы
4. Круг, представляющий конкретный продукт в матрице БКГ, пропорционален доле реализации данного продукта в общем объеме реализации предприятия за 2002 г.
5. Расчетные данные внесите в табл.11.2.
6. Границы квадрантов проводятся по оси темпов роста рынка – на уровне единичного значения, по оси доли рынка – на уровне половины самой большой доли рынка в данном продуктовом портфеле.
Таблица 11.1
Характеристика портфеля предложений предприятия
№ |
Виды продукции |
Объем реализации, тыс. ДЕ |
Доля рынка, 2002г., % |
||||
|
|
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
пред. |
конк. |
1 |
Фотоаппараты для России и ближнего зарубежья |
2400 |
2900 |
2900 |
2500 |
34 |
17 |
2 |
Фотоаппараты для развивающихся стран |
510 |
550 |
590 |
649 |
33 |
21 |
3 |
Фотоаппараты для Западной Европы |
|
|
90 |
130 |
5 |
7 |
4 |
Кинокамеры для России и ближнего зарубежья |
1650 |
1700 |
1850 |
2405 |
11 |
9 |
5 |
Кинокамеры развивающихся стран |
200 |
240 |
280 |
448 |
15 |
10 |
6 |
Видеокамеры для России и ближнего зарубежья |
|
|
60 |
100 |
1 |
7 |
7 |
Оптические приборы для армии и флота |
900 |
600 |
580 |
348 |
40 |
18 |
8 |
Оптические приборы для медицинских организаций |
1000 |
1000 |
980 |
686 |
16 |
16 |
9 |
Оптические приборы для предприятий оборонной промышленности |
1600 |
1200 |
900 |
400 |
2 |
4 |
Таблица 11.2
Форма для построения матрицы БКГ
№ продукции |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Показатель |
|||||||||
Темпы роста рынка (РР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относительная доля рынка (ОДР) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Доля продукции в общем объеме реализации предприятия, % |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Продуктовая стратегия предприятия, которая формируется на основе анализа матрицы БКГ и табл.11.1, может содержать стратегии, описанные в лекциях, а также следующие стратегические решения:
1) убрать из продуктового портфеля;
2) увеличить объем реализации;
3) изменить ОДР;
4) увеличить инвестирование;
5) ввести жесткий контроль за инвестициями и перераспределить денежные средства между отдельными видами продукции.
11.5. Контрольные вопросы
Зачетный минимум:
1) понятие СЗХ;
2) структура матрицы БКГ, смысл группировки СЗХ, стратегии работы с различными СЗХ;
3) уметь объяснять ход расчетов и полученные результаты.
Дополнительные вопросы:
1) каким образом в стратегическом анализе и управлении используется матрица БКГ?
Предыдущая |