Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.
Предыдущая |
6. Аспекты деятельности организации
(по материалам фильмов «Фирма» и «Уолл-стрит»)
6.1. Цели практического занятия
1. Познакомиться с тем, как на практике могут реализовываться различные аспекты деятельности организации: философия бизнеса, политика деятельности, организационная культура, деловая этика, социальная ответственность бизнеса, функции менеджмента, типы власти, качества менеджера и др.
2. Научиться анализировать деятельность организации, давать оценку происходящим событиям, вырабатывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах управления.
6.2. Порядок выполнения работы
1. Студенты предварительно дома смотрят фильмы «Фирма» и «Уолл-стрит».
2. Пользуясь лекционным курсом, студенты дома выявляют аспекты деятельности представленных в фильмах фирм и делают об этом записи в тетради по практическим занятиям.
3. Во время занятия преподаватель проводит обсуждение выявленных аспектов, управленческих решений, их специфики, плюсов и минусов, возможных альтернативных вариантов, их эффективности и др.
6.3. Теоретические основы
Политика деятельности организации – это совокупность всех нормативных требований к деятельности организации и способов их осуществления. Политика включает правила для поддержания усилий членов организации по достижению плановых целей, определяет, каким образом должны выполняться задачи.
Выделяют следующие виды политики:
- структурную политику фирмы, например, политику создания фирмы (цели, решения, средства), политику местоположения фирмы, политику ее правовой формы, политику отношения собственника к предприятию, кооперационную политику с другими фирмами, политику концентрации и разукрупнения, ликвидации фирмы;
- конкретные политики в отдельных сферах деятельности: политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.), инвестиционную политику, политику запасов, политику в области оборудования, кадровую политику, финансовую политику, производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы), политику сбыта (цены, распределение, реклама), политику отчетности о деятельности фирмы, политика социальной ответственности менеджмента.
Социальная ответственность бизнеса подразумевает добровольный отклик на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.
Существуют обобщенный трехуровневый подход к понятию социальной ответственности бизнеса, который предполагает на:
1) базовом уровне своевременную оплату налогов, выплату заработной платы, расширение рабочего штата и т.п.;
2) втором уровне обеспечение работников адекватными условиями не только работы и жизни;
3) высшем уровне благотворительную деятельность, а также экономию энергопотребления, переработку отходов и т.п.
Этика организации (деловая этика) – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности, включающих:
- этическую оценку внутренней и внешней политики организации;
- моральные принципы членов организации;
- моральный климат в организации;
- нормы делового этикета.
Организационная культура (ОК) – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, задающих людям ориентиры их поведения и действий. ОК определяется миссией и стратегией развития организации, подсознательно и сознательно формирует стиль поведения сотрудников, разделяется большинством работников. Субъективные элементы ОК включают: истории об организации, истории о лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д. Объективные элементы ОК включают: месторасположение организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей, сами автомобили и т.д.
6.4. Контрольные вопросы
Зачетный минимум:
1) понятие и виды политики фирмы;
2) понятие социальной ответственности;
3) понятие деловой этики;
4) понятие организационной культуры, ее элементов.
Дополнительные вопросы:
1) для чего организации необходимо формулировать и реализовывать политику собственной деятельности?
2) примеры политик различных видов (представленных в фильмах или существующих в реальном бизнесе);
3) две точки зрения на понимание социальной ответственности бизнеса, какие цели должна преследовать организация в соответствии с этими точками зрения;
4) плюсы и минусы социально ответственного поведения фирмы;
5) трехуровневый подход к пониманию социальной ответственности бизнеса;
6) представлено ли в фильмах понятие социальной ответственности бизнеса;
7) примеры социально ответственного и безответственного поведения бизнеса (представленных в фильмах или существующих в реальном бизнесе);
8) должна ли фирма быть социально ответственной;
9) предназначение деловой этики?
10) что включают в себя этические ценности по отношению к сотрудникам, партнерам, акционерам;
11) понятие этики руководителя, примеры;
12) примеры этичного и неэтичного поведения в бизнесе;
13) меры, предпринимаемые в организациях в целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников;
14) причинам расширения неэтичной практики ведения дел;
15) для чего организациям необходима ОК?
16) трехуровневая модель ОК?
17) десять характеристик ОК Ф.Харрис и Р.Моран, примеры.
Предыдущая |