BizLog - деловое общение

Объявления

Т.В. Алесинская
Практические занятия по курсу «Основы менеджмента». Часть 1

Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2011. – 43 с.

Предыдущая

6. Аспекты деятельности организации

(по материалам фильмов «Фирма» и «Уолл-стрит»)

6.1. Цели практического занятия

1.  Познакомиться с тем, как на практике могут реализовываться различные аспекты деятельности организации: философия бизнеса, политика деятельности, организационная культура, деловая этика, социальная ответственность бизнеса, функции менеджмента, типы власти, качества менеджера и др.

2.  Научиться анализировать деятельность организации, давать оценку происходящим событиям, вырабатывать, аргументировать и отстаивать собственное мнение в вопросах управления.

6.2. Порядок выполнения работы

1.  Студенты предварительно дома смотрят фильмы «Фирма» и «Уолл-стрит».

2.  Пользуясь лекционным курсом, студенты дома выявляют аспекты деятельности представленных в фильмах фирм и делают об этом записи в тетради по практическим занятиям.

3.  Во время занятия преподаватель проводит обсуждение выявленных аспектов, управленческих решений, их специфики, плюсов и минусов, возможных альтернативных вариантов, их эффективности и др.

6.3. Теоретические основы

Политика деятельности организации – это совокупность всех нормативных требований к деятельности организации и способов их осуществления. Политика включает правила для поддержания усилий членов организации по достижению плановых целей, определяет, каким образом должны выполняться задачи.

Выделяют следующие виды политики:

структурную политику фирмы, например, политику создания фирмы (цели, решения, средства), политику местоположения фирмы, политику ее правовой формы, политику отношения собственника к предприятию, кооперационную политику с другими фирмами, политику концентрации и разукрупнения, ликвидации фирмы;

конкретные политики в отдельных сферах деятельности: политику приобретения (сырья, материалов, услуг и т.д.), инвестиционную политику, политику запасов, политику в области оборудования, кадровую политику, финансовую политику, производственную политику (система и тип производства, размер партий, технологические процессы), политику сбыта (цены, распределение, реклама), политику отчетности о деятельности фирмы, политика социальной ответственности менеджмента.

Социальная ответственность бизнеса подразумевает добровольный отклик на социальные проблемы со стороны организации. Этот отклик имеет место по отношению к тому, что лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований или же сверх этих требований.

Существуют обобщенный трехуровневый подход к понятию социальной ответственности бизнеса, который предполагает на:

1)  базовом уровне своевременную оплату налогов, выплату заработной платы, расширение рабочего штата и т.п.;

2)  втором уровне обеспечение работников адекватными условиями не только работы и жизни;

3)  высшем уровне благотворительную деятельность, а также экономию энергопотребления, переработку отходов и т.п.

Этика организации (деловая этика) – система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в профессиональной деятельности, включающих:

-  этическую оценку внутренней и внешней политики организации;

-  моральные принципы членов организации;

-  моральный климат в организации;

-  нормы делового этикета.

Организационная культура (ОК) – это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, задающих людям ориентиры их поведения и действий. ОК определяется миссией и стратегией развития организации, подсознательно и сознательно формирует стиль поведения сотрудников, разделяется большинством работников. Субъективные элементы ОК включают: истории об организации, истории о лидерах, организационные табу, обряды и ритуалы, язык общения, лозунги и т.д. Объективные элементы ОК включают: месторасположение организации, дизайн помещений, рабочие места, оборудование и мебель, удобства, комнаты приема, стоянки для автомобилей, сами автомобили и т.д.

6.4. Контрольные вопросы

Зачетный минимум:

1)  понятие и виды политики фирмы;

2)  понятие социальной ответственности;

3)  понятие деловой этики;

4)  понятие организационной культуры, ее элементов.

Дополнительные вопросы:

1)  для чего организации необходимо формулировать и реализовывать политику собственной деятельности?

2)  примеры политик различных видов (представленных в фильмах или существующих в реальном бизнесе);

3)  две точки зрения на понимание социальной ответственности бизнеса, какие цели должна преследовать организация в соответствии с этими точками зрения;

4)  плюсы и минусы социально ответственного поведения фирмы;

5)  трехуровневый подход к пониманию социальной ответственности бизнеса;

6)  представлено ли в фильмах понятие социальной ответственности бизнеса;

7)  примеры социально ответственного и безответственного поведения бизнеса (представленных в фильмах или существующих в реальном бизнесе);

8)  должна ли фирма быть социально ответственной;

9)  предназначение деловой этики?

10) что включают в себя этические ценности по отношению к сотрудникам, партнерам, акционерам;

11) понятие этики руководителя, примеры;

12) примеры этичного и неэтичного поведения в бизнесе;

13) меры, предпринимаемые в организациях в целях повышения этичности поведения руководителей и рядовых работников;

14) причинам расширения неэтичной практики ведения дел;

15) для чего организациям необходима ОК?

16) трехуровневая модель ОК?

17) десять характеристик ОК Ф.Харрис и Р.Моран, примеры.

 

Предыдущая